Совесть — закон Божий, начертанный в сердце человека

Бог,   создавая   человека,   насадил   в   душе   его   совесть,   чтобы   ею,   как   правилом,   человек   ру­ководствовался   и   наставлялся,   что   творить   и   от   чего   уклоняться.   Совесть   есть   не   что   иное,   как естественный или природный закон, поэтому она схожа и с написанным законом Божиим. Ибо, чему учит закон Божий, тому учит и совесть.

Закон Божий велит единого Бога знать, этому учит и совесть. Потому
даже язычники, убеждаемые совестью, единого Бога признавали.

Закон Божий повелевает Бога более
всех созданий почитать и Ему единому высочайшую честь воздавать, то же повелевает и совесть.

Закон Божий учит никого равным Богу не иметь, тому же учит и совесть.

Закон Божий повелевает Богу, как Верховному   Властелину,   оказывать   покорность,   повиновение   и   послушание,   тому   же   учит   и   совесть.
Закон Божий повелевает Бога, как Судию праведнейшего, бояться, — слышим это и от совести.

Закон Божий велит хулителей имени Божиего казнить, — не терпит хулы и совесть наша.

Закон Божий учит Бога слушать более, чем любую земную власть, — тому же учит и совесть, ибо все земные власти и сами Богу подвластны и подчинены.

Закон Божий велит Бога любить более всего, — велит и совесть, потому что Бог — высочайшее и верховнейшее добро и источник всякого добра. Поэтому и любить Его должно более всякого созданного добра. Закон Божий учит за все Бога благодарить, — учит и совесть, ибо быть благодарным   благодетелю   сама   совесть   убеждает.

Закон   Божий   повелевает   всю   надежду   полагать   на Бога, — повелевает и совесть. Ибо один только Бог все может как Всемогущий, всякое же создание без Бога и вне Бога немощно, поэтому и надежда на него непостоянна и не тверда.

Закон Божий повелевает родителям и всем властям, от Бога посланным, повиноваться и воздавать честь, слышим это и в совести.
Закон Божий запрещает вредить человеку и жизнь у него отнимать, запрещает и совесть. Закон Божий
повелевает   в   случае   нужды   помогать   человеку,   повелевает   это   и   совесть.

Закон   Божий   запрещает прелюбодействовать и блудодействовать, слышит это человек и в совести, и она внутри человека вопиет, чтобы не осквернял себя нечистотой.

Закон Божий запрещает касаться чужого добра без воли хозяина, то же требует и совесть. Закон Божий повелевает давать просящему, слышит это человек и от совести своей.
Закон Божий запрещает лгать, льстить, обманывать, — запрещает и совесть.

Закон Божий запрещает на ближнего клеветать, запрещает и совесть.

Закон Божий повелевает ничего чужого не желать, повелевает и совесть.

Так   Закон   Божий   и   совесть   между   собой   схожи   и   ведут   к   одной   цели,   то   есть   к   нашему блаженству. Поэтому даже язычники, просвещенные философским учением, написали много полезных установлений, которые происходили не от чего иного, как от совести или естественного закона, многим трудом и обучением просвещенного. Поэтому всякий, кто грешит против совести, грешит и против Зако­на Божия и самого Законодателя­Бога. Кто не слушает совести, тот не слушает и Закона Божия и самого
Бога. Не повинуется совести, — не повинуется и Закону Божию и самому Богу. Раздражает совесть, —
раздражает   и   самого   Бога.   И   такие   христиане,   которые   против   совести   грешат,   истинно   Бога   не
почитают,   но   являются   лицемерами.   Ибо   Бога   без   чистой   совести   почитать   невозможно.   Истинный
христианин   против   совести   согрешить   и   так   Закон   Божий   нарушить   не   хочет   и   опасается,   и   лучше
согласится страдать, чем согрешить. В такой совести вера почивает и делает человека радостным. Ибо,
где чистая совесть, там вера и радость.

Как Закон Божий обличает человека за грех, так обличает и совесть. Поэтому бывает, что когда слово обличительное говорится вообще, тогда грешники, совестью задетые, смущаются. Так смущаются блудники, когда о блуде говорится; смущаются воры и похитители, когда о воровстве и хищении говорится; смущаются льстецы и лжецы, когда о лести и лжи говорится, и прочее. О том, что таковые смущаются, можно видеть по неким внешним признакам. Так действует в них
обличение совести. Как Закон Божий устрашает грешника судом Божиим, так устрашает и совесть, и она
внутри грешника вопиет: человек, худо тебе будет!

Подобно тому, как ныне действия Закона Божия и совести   схожи,   так   схожими   будут   и   на   суде   Христовом.   Там   обличит   грешника   Закон   Божий,   им нарушенный,   обличит   его   и   совесть,   раздраженная   его   грехами.   Так   совесть   и   Закон   Божий   против каждого грешника будут там как бы двумя свидетелями и обличителями. Бывает, что злая совесть будто спит, но когда пробудится и начнет обличать грешника, тогда лютое ему мучение последует от совести.
От этого бывает, что многие, не выдержав муки совести, сами себя умерщвляют. Ибо как нет лучшего
покоя, чем от чистой совести, так и нет большего беспокойства и мучения, чем от злой совести. Если же
здесь так мучает совесть, то как же она будет мучить грешника в будущем веке, где все его грехи будет
ему представлять и за них его обличать и мучить?

Грешники! Что мы спим? Проснемся, и покаемся, и
очистим покаянием и сокрушением сердца грехи наши, и исправим себя, и перестанем грешить, и совесть
нашу раздражать, чтобы не со злой совестью, грехами замаранной, на суде Христовом явиться, где книги
совести откроются и получит каждый по делам своим. Аминь.

свт.Тихон Задонский

Реклама

Оставьте комментарий

Filed under Uncategorized

Обсуждение закрыто.