О скорбях. грузинский святой, преподобный Алексий Сенакский

Когда наш праотец лишился райского блаженства, он услышал глас Божий: «В поте лица твоего будешь жить… и земля твоя терния и волчцы произрастит тебе» (см.: Быт. 3: 18, 19).

Прежде всего, следует различить вот что: сперва говорится: «В поте лица твоего будешь есть хлеб свой», а затем только сказано, что «терния и волчцы произрастут». Примечательно, что в последних словах не говорится о труде и поте, потому что они подразумевают не муки труда, а скорби [жизни сей], что находит подтверждение и в [земной жизни] Самого Христа, Который получил множество терний [разнообразных лишений и] испытаний. Следовательно, поскольку Бог равно расположен ко всем людям, то по воле Божией каждому человеку жизнь предоставит различные скорби.

Мы, окутанные туманом жестокосердия и не заботящиеся о познании истины, любим отдых, роскошь и развлечения – и как раз это составляет главнейшую нашу ошибку, поскольку Бог повелел нам жить среди терний и волчцев, в трудах и поте лица своего, а мы стремимся к жизни в роскоши и блаженстве!

Вот в чем наше неразумие: мы допускаем, чтобы желания наши расходились с повелением Божиим! Само слово Господне раскрывает значение [такого определения]: ты будешь испытан скорбями многих несчастий. Для чего? Для того чтобы убедиться, любишь ли ты Бога или нет, являешься ли стойким чадом веры или нет, покоряешься ли воле Господа и знаешь ли свою природную слабость?

Каждый, кто любит Бога, во время скорбей и испытаний показывает себя терпеливым и непоколебимым; и кто стойко переносит их, становится [духовно] сильным и послушным Богу, а кто встал на путь следования воле Божией, тот победил свою природную слабость.

И, напротив, тот, кто не осознает свого бессилия, тот горд и не склонен подчиняться воле Господа; кто не подчиняется ей, а надеется лишь на свои силы, тот не получает силу и помощь от Бога, а не укрепившись духом, не сможет стать терпеливым. А кто не вытерпит бед и скорбей, тот не имеет веры, а кто не имеет веры, тот не любит Бога.

Что же скажешь, возлюбленный брат? Почему не принимаешь эту обязательную и очистительную милость, какой являются скорби и несчастья? Без них ты станешь похожим на тростник, колеблющийся даже от слабого дуновения ветерка: без испытаний ты не достигнешь глубин смирения, без скорбей не окрепнешь духом и не уразумеешь волю Божию, без бед и страданий не сможешь познать Иисуса и стать учеником Его. Посмотри на Голгофу и узри путь ученичества и дружбы со Христом: узри, что друзья Его были посланы в мир сей «как агнцы средь волков» (Лк. 10: 3), то есть на распятие и смерть, и что все апостолы, мученики и святые Его соделали жизнь и смерть свою жертвой любви ко Господу.

И если хочешь получить гражданство Божие, то смело подставляй плечо бедам и скорбям, получай побои и кнут несправедливых житейских гонений. Не сомневайся и не теряй надежду: если делаешь добро и служишь истине, то знай: добрые дела твои [в сей жизни] должны вернуться скорбями, как написано: «Воздают мне за добро злом» (Пс. 108: 5). Ведь так поступали с Иисусом и с каждым Его последователем.

Не печалься, друг Христов! Возложи на себя крест мучений и страданий, надейся на Господа, будь стоек и тверд! [Так] мы умрем друзьями Господа, как множество воинов страны погибают за царя.

Сейчас сильно противоборствуют жизненные невзгоды, сильно умножились беды и скорби – почему же? Потому что меньше стало правды среди людей, а уменьшение истины и праведности умножило количество немощей и бед, каковых множество: болезни, смерть родных, нищета, несправедливые притеснения, нападения разбойников, козни завистников, невидимые внутренние беды и многое другое. Но для терпеливых плодом всего этого становится нескончаемая радость и приобщение к страданиям Христовым, сходство со святыми, победа над своей природой и неувядаемый венец блаженства. И доказательство тому [ты увидишь] в сердце своем, ибо насколько возрастут твои скорби, настолько же возрастут твои добродетели и почивающая в тебе благодать, поскольку скорби и беды есть посох Отца твоего, [употребляемый] для твоего же усовершенствования, как говорит Писание: «Ибо Господь, кого любит, того и наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12: 6), и в этом – великое благо и утешение, как сказано Давидом: «Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» (Пс. 22: 4).

Не говори в сердце своем, что страдания, [исходящие] от любви, есть несправедливость. Понаблюдай за матерью и увидишь, как она своему любимому чаду, совсем крохе, [при пеленании] крепко перевязывает руки и ноги и, так завязанного, держит в люльке и мучает, вопреки желанию ребенка, для того чтобы члены детского организма не искривились. И это хотя и причиняет мучение ребенку, но есть дело любви, а не ненависти. Так же и каждое страдание, посылаемое Господом, [исходит] от любви, чтобы душа наша должным образом возрастала. А теперь, возлюбленный брат, поделюсь с тобой одним способом для победы над бедой и укрепления в страдании, который дал нам Сам Христос. Будет ли несчастье или борьба, печаль или страдания, вознеси руки к небесам и с верой произнеси: «Если возможно, Отче мой, да минует меня чаша сия… если не может чаша сия миновать меня, чтобы мне не пить ее, да будет воля Твоя» (ср.: Мф. 26: 39, 42).

Ты хочешь, чтобы Он пришел к тебе, и поэтому говоришь: «Да будет святая воля Твоя»; и так ты, всецело подчинивший себя Его воле, претерпевший страдания и мучения [в жизни] и [после смерти] преданный земле, воскреснешь вместе с Ним и вознесешься в Царство Небесное до скончания веков.

 

 

Реклама

Оставьте комментарий

Filed under Uncategorized

Обсуждение закрыто.