об Искуплении словами новомучеников

сщмч.Серафим (Чичагов)

«Правда Божия прежде всего требует, чтобы за заслуги людей получалось воздаяние, а за вину их — наказание. (…) Неужели же всеправедный Бог должен был нарушить этот закон в пользу человека, когда Он не нарушил его и для отпавших Ангелов? Но так как Бог есть любовь по существу и само существо любви, то Он предопределил павшему человеку новый путь к спасению и совершенному возрождению чрез прекращение в нем греха.

По требованию Правды Божией человек должен был принести Правосудию Божию удовлетворение за свой грех. Но что он мог принести в жертву? Свое раскаяние, свою жизнь? Но раскаяние только смягчает наказание, а не избавляет от него, ибо не уничтожает преступления. Ведь никто не прощает преступников за одно раскаяние. Жизнь же есть дар Божий, а потому она не может быть Искупительной жертвой, тем более что со времени падения человека его жизнь сделалась жертвою смерти. Бог не сотворил смерти (Прем. 1, 13), а создал все для жизни. Таким образом, человек остался неоплатным должником пред Богом и вечным пленником смерти и диавола. Истребление в себе греховности было невозможно для человека, ибо он получил наклонность ко злу вместе с бытием, с душею и плотию. Следовательно, воссоздать человека мог только его Создатель и только Божеское всемогущество могло уничтожить естественные следствия греха, как смерть и зло. Но спасти человека без его хотения, против его воли, насильно, было недостойно как Бога, даровавшего человеку свободу, так и человека, существа свободного. Св. Ефрем говорит: «Кто хочет, чтобы его вели насильно, тот недостоин милости!» Нет спора, говорят другие святые отцы, что неистощимая Божия премудрость могла измыслить много средств для спасения человека, но Создатель избрал воплощение и смерть Своего Сына. Единородный Сын Божий, Единосущный Богу Отцу принял на Себя человеческую природу, соединил ее в Своем Лице с Божеством и, таким образом, восстановил в Себе человечество — чистое, совершенное и безгрешное, какое было в Адаме до грехопадения. Своею земною жизнию и всеми Своими делами Он оказывал совершеннейшее послушание воле Отца, с полным отречением от Своей воли, терпел все назначенные человеку Правдою Божиею скорби, страдания и самую смерть и такою же Жертвою вполне удовлетворил Божескому Правосудию за все человечество, падшее и виновное пред Богом. Чрез воплощение Божие мы стали братьями Единородного, сделались Его сонаследниками, соединились с Ним, как тело с главою. Христос заплатил гораздо больше, нежели чем было должно; Его уплата в сравнении с долгом то же, что безмерное море с малою каплею. На этой бесконечной цене Искупительной жертвы, принесенной на Кресте, и основывается право Искупителя прощать грехи кающимся, очищать и освящать их души Своею кровию. По силе крестных заслуг Христовых изливаются на верующих благодатные дары, и они даются Богом Христу и нам во Христе и чрез Христа Иисуса».

(Свт.Серафим (Чичагов). Проповедь в Неделю Ваий.)

сщмч.Владимир, митр.Киевский и Галицкий

«Мы никогда не можем сделать добрым то, что сделано нами дурного, и никогда не можем возместить или уплатить того, что должны мы нашему Богу, ибо каждый день увеличивает сумму наших грехов и делает нас все более и более виновными пред судом Его. Только один Бог может быть нашим поручителем и ответчиком; только один Он может освободить нас от ответа, сложить со счетов долги наши, сделать употребление из своего высочайшего царского права помилования и сказать: «Прощается, слагается со счета!» (…)

Потому-то мы и просим в этой молитве, чтобы Он оставил вне Своего взыскания, презрел грехи наши, употребив при этом Свое великое милосердие, и принял во внимание искупительные заслуги нашего Спасителя, Который Сам научил нас молиться: Отче, остави нам долги наша, даже более, Который Сам принес Себя в жертву и сделался нашим Искупителем».

(Священномученик митрополит Владимир (Богоявленский). Отче Наш (Беседы на молитву Господню)).

сщмч.Василий Кинешемский

«Грех дол­жен быть искуплен по требованию одного из основных начал нравственной жизни, начала справедливости. Закон возмез­дия не может быть отменен или нарушен в силу основного свойства Божественного Промысла, управляющего миром, — свойства Правосудия.

Правда Божия, оскорбленная грехом, должна быть удовлетворена.

Как ни глубоко пал человек вследствие греха, но он всегда чувствовал неумолимую силу этого закона правды; все­гда сознавал необходимость удовлетворения за грех. (…) Человечество долго и тщетно истощалось в поисках мира душевного, искупления греха. Искупление не достигалось жертвами, и ничем не удавалось побороть рабский страх пе­ред Богом, чувство разобщности с Ним и отчуждения. И это вполне естественно: если сила противления Богу, проявлен­ная человеком в грехопадении, по закону возмездия, может быть уничтожена только равною силою послушания, самопре­данности, жертвы Богу, то человек должен представить удов­летворение правде Божией с тем же чистым сердцем, в том же непорочном состоянии духа, какое он отверг, совершая свой первый грех; он должен быть совершенным образом Божиим, чтобы его жертва своим нравственным значением покрывала собою силу и значение его преступления. Но требование та­кой жертвы выше сил падшего человека; он мог пасть, но не может восстановить самого себя; мог внести в себя зло, но бессилен уничтожить его. Отсюда его послушание Богу после падения всегда неразлучно с противлением Богу; его любовь к Богу нераздельна с самолюбием; зло прививается ко всем доб­рым и чистым движениям души и оскверняет самые чистые и святые минуты нравственной жизни. Вот почему человек не мог принести жертвы достаточной по своей безукоризненной чистоте и нравственному достоинству для того, чтобы по­крыть свой грех и удовлетворить правде Божией. Его жерт­вы не могли смыть греха, потому что сами не чужды были эгоизма.

Это мог сделать только Господь. Только Сын Божий мог сказать: «Моя воля — воля Отца Небесного», — и принести чистейшую жертву без всякой примеси эгоизма, только Сын Божий Своим личным воплощением в человеке, как новый Адам, и Своею свободною самопреданностью в жертву Богу за грех людей, как истинный первосвященник, мог предста­вить полное удовлетворение Правде Божией за преступление человека и, таким образом, уничтожить вражду между ним и Богом, низвести с неба благодатные силы для возрождения расстроенного образа Божия в человеке. Святость и безгрешность Иисуса Христа, Его Божественная природа сообщали крестному жертвоприношению значение столь великое и все­объемлющее, что эта одна Искупительная жертва была не только достаточна вполне, чтобы покрыть и загладить все преступления рода человеческого, но и бесконечно их пре­восходила на весах Божественного Правосудия. Если пре­ступлением одного подверглись смерти многие, — говорит апостол Павел, — то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих. И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление к осуждению; а дар благода­ти к оправданию от многих преступлений (Рим. V, 15-16)».

(Свт.Василий Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка)

сщмч.Иоанн Орнатский

«Сын Божий, творя волю Пославшего Его, дошел до крайней степени уничижения: Он—Святейший Святых, живущий во свете неприступном, окруженный и непрестанно воспеваемый ангелами, за спасение мира умирает на кресте самой позорной смертью преступника. (…) Правда Божия, разгневанная грехами человеческими, требовала казни всем грешникам; но Христос Своими Крестными страданиями и смертью удовлетворил Правде Божией: на кресте пригвоздил рукописание грехов человеческих, и ради этих страданий Своих милует и спасает грешников кающихся».

(Свщмч.Иоанн Орнатский. Перед Плащаницей. Кронштадтский пастырь,1914, №13)

сщмч.Сергий Кедров

«Господь изгнал их [людей после грехопадения] из Рая. По своей греховности они не могли быть близки со Святейшим Богом и навлекли на себя гнев Божий. Вместо благословения, проклятие стало тяготеть над ними: постигли их изнурительные труды, болезни и смерть, т.е. лишение Рая и вечные мучения в аду с дьяволом. (…)

Почему же мы грешны, а Бог страдал за нас? Да потому что, чтобы простить нашу греховность, необходимо удовлетворить Божественное Правосудие, т.е. необходимо потерпеть нам наказание. Но т.к. наши страдания недостаточны, то Сам Бог в лице Сына Божия, по своей любви к нашему спасению, принял этот грех на Себя и принял за этот грех тяжкие страдания на Кресте.

Таким образом, для того и сошел Иисус Христос на землю и родился от Девы Марии, чтобы принести себя в жертву Божественному Правосудию и этим снять с нас проклятие, ослабить силу греха и избавить от вечной смерти в аду. Чтобы открыть нам двери рая, чтобы сделать нас сынами своими, чтобы мы, познав тяжесть грехов и ответственность за них пред Богом, остерегались впредь грешить, в противном случае, если останемся нераскаянными грешниками, испытаем на себе всю тяжесть греха и всю строгость Божественного Правосудия».

(Свщмч.Сергий Кедров. Проповедь перед Рождеством Христовым)



 

 

 

 

Advertisements

Оставьте комментарий

Filed under Uncategorized

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s