«Промысл Бога об Израиле». Лекция 13.

Догматическое Богословие для миссионеров.
неточный и неполный конспект 13-й лекции.

План Лекции:

1. Доказательства Писания, что Иисус послан Богом Ветхого Завета?

2. Почему православным нельзя молится вместе с иудеями.

3. Промышление Бога о избранном народе.

4. Зачем нужны жертвы?

5. Судьбы народов – в руках народов.

6. Завет обрезания.

7. Жертвоприношение Исаака.

8. Почему Бог принимает одного и отвергает другого.

9. История Лавана и Иакова.

10. Богоборчество Израиля.

11. Грехи.

12. Почему Бог открывает себя язычнику Фараону.

13. Избранничество Моисея.

14. Место перехода евреями Красного моря.

15. Кары египетские.

16. Почему спасла жертва ягненка?

17. Зачем был дан людям Ветхозаветный Закон?

18. Ритуальная нечистота.

19. Значение праздников.

20. Запрет определенных видов пищи.

21. Почему Бог повелел евреям истребить полностью хананеев.

Бог Ветхого Завета и Бог Нового Завета – один и тот же Бог. Он действовал в Ветхом, а потом нас спас и в Новом Завете. Мы верим в Бога создателя Неба и Земли, в Иисуса Христа пришедшего в бытие, и Духа Святого говорившего через пророков. Еще во II в. гностиком Маркионом было выдвинуто учение, по которому он утверждал, что якобы есть два бога: бог справедливости в Ветхом Завете и бог любви в Новом Завете, и это разные боги. И когда св. Поликарп Смирский с ним встретился однажды, то назвал его первенцем сатаны.

1. Доказательства Писания, что Иисус послан Богом Ветхого Завета?

1) В Новом Завете 276 ссылок на Ветхий Завет.

2) Бог в Ветхом Завете предсказывал появления Сына Божия.

3) Сам Господь говорил: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин. 5:45-46).

2. Почему православным нельзя молится вместе с иудеями?

Молится православным с иудеями запрещено, потому что иудеи хулят Сына Божия. За это Бог отошел от них, и как писал Иоанн Злотоуст, синагоги – есть излюбленное обиталище демонов, и молитвы их Бог с презрением отвергает. Как может отец принимать молитвы тех кто убил (не признает) Его Сына? Иудеи отвергшие Иисуса Христа – Мессию, обещанного Ветхим Заветом, виновны против Бога Отца и Духа Святого и потому ни их молитвы не принимаются, ни их поклонения не приносят никакой пользы. И Закон они не соблюдают, потому что 80% Закона связано с богослужением, принесением жертв, они это не выполняют за отсутствием Храма. А Храм Бог разрушил.

3. Промышление Бога о избранном народе.

Вся Священная история это целая цепь избраний. Бог берет одних и отвергает других. Сначала Бог принял жертву Авеля, отверг жертву Каина. Затем через Сива пошло родословная детей Божиих. Затем Бог отверг все человечество, спас 8 человек (Ной и его семья). Потом Бог выбирает из трех потомков Ноя одного – Сима. Затем из потомков Сима выбирается Авраама (его предок единственный кто не участвовал в строительстве Вавилонской башни, и потому что Он поверил Богу, что вменилось Ему в праведность (Быт. 15:5)).

В Библии упоминается несколько Заветов. Первый – с Адамом, второй – с Ноем, третий – завет с Авраамом, потом будут заветы с Исааком, Иаковом, и наконец будет завет данный через Моисея – Ветхий Завет. Завет (евр. – берит) – означает договор, причем не равноправных сторон, имеет силу с момента смерти (Завет). Завет – это договор между Богом и человеком (его потомками), который вступает в силу с момента жертвы (смерть приносимая жизнью). Договор предполагает некие условия, это заповеди – со стороны человека, а Бог, со своей стороны обещает хранить участников договора и дать им обещанное.

Авраам вырывается Богом из обычной жизни, и Авраам Ему доверят и слушает Бога (Быт. 12:1-3). Авраам отказывается от Родины, от родства, от всех земных привязанностей, Он идет просто за Богом несмотря не на что. Так начинается формироваться новое сообщество – народ Завета. Начинается он с верности одного, единственного человека, и Бог вот уже 4000 лет хранит верность данную Аврааму. Понятия договора также предполагает некую соразмерность человека и Бога. Отношения человека и Бога строятся на личной основе, на этой основе действуют все Таинства. Крещенье детей у нас существует с Авраама, когда Завет вступает в силу с 8-го дня жизни ребенка. Вера которая спасает, эта доверие вопреки здравому смыслу. Верить Богу вопреки науки, национальной культуры, общества. Полное доверие Богу несмотря не на что, и есть путь праведности для человека. Особенность появляющегося Завета – эта история полного, абсолютного доверия Богу.


4. Зачем нужны жертвы?

Убийство жертвенных животных в Ветхом Завете это – прообраз смерти Христа. Христос умер за нас, мы должны были умереть, но вместо нас отдал свою жизнь Христос. Животные умирают вместо нас. Это образ Христа. Невинный умирает вместо виновного. Ценой жизни может быть только жизнь, жизнь не покупается иной ценой. Принесением жертв прощались грехи сделанные по неосторожности. Ветхий Завет знал только единственный способ прощения сознательных грехов – смерть самого грешника. Поэтому за убийство предполагалось единственная жертва – казнь убийцы, но бывали и случаи исключения. Бог прощал человека несмотря не на что, например царь Давид, Манасия, др. Это происходило в силу того, что Бог лично прощал человека. Смерть животных означает договор между Богом и людьми. Кровавые жертвы бывшие в Ветхом Завете напоминали об одной истине, что жертвенная кровь вылечит глубины жизни людей.

Праздник Пасхи в Иерусалиме в Ветхом Завете. Подходя к Иерусалиму вы бы почувствовали запах крови. Переходя через поток Кедрон, вы бы увидели кровяную реку. За один день приносилось в жертву 225 000 овец. Огромный двор Храма Соломона (100х100 метров) был по щиколотку залит кровью. Вы бы услышали звуки, которые были слышны даже до Хеврона, на ступенях Храма, стоял оркестр в который входило 3 000 певцов, которые пели в унисон, сопровождающие звучанием 300 арф, 150 огромных труб, и звучали десятки больших тарелок – кимвалов. Громадным ковшом священник высыпал кадильный ладан на жертвенник, клубы ладана покрывали Иерусалим. Пение, толпы пляшущих людей вокруг от радости. Левиты топорами рубят мясо, сотни священников режут быков. Неподалеку быки целиком сжигаются на жертвенники (8х8 метра), причем стоит вой от огня, горят целые деревья на нем. Но это только лишь тень будущего. А истинна – православный храм сегодня – это то, что отбрасывало такую тень.

Главнейшая мысль Ветхозаветного человечества – умение пожертвовать умом, волей, чувствами жизнь за жизнь. Глубины человека могут быть исцелены только жертвой. Память жертвы сохранилась и у языческих народов. Посмотрите на мусульман, они режут баранов, но не знаю зачем.

Разные виды жертвы. Разные аспекты жертвы Христа:

1) За грех – искупление.

2) За благодарение

5. Судьбы народов – в руках народов.

Бог обещает Аврааму землю, но Он ее не дает. Сила земли – образ Небес, Бог показал, что обещанная земля, это символ будущего Небесного Царства. Бог также говорит, что существует некая чаша беззакония для каждого народа. Эта чаша наполняется злыми делами народа. Существует некая коллективная ответственность людей между собой. Существует некие народные традиции, и если народ не живет в Боге, они становятся все хуже и хуже. Происходит деградация людей, которые отделены от Бога, зло разъедает его душу. Бог говорит: «ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт. 15:16), т.е. судьбы народов – в руках народов, в руках их беззаконий; и в руках Божиих, как следствие. Бог смотрит на их беззакония и стирает народы или не стирает народы.

6. Завет обрезания.

«Я – вот завет Мой с тобою» (Быт. 17:4). Бог источник Завета. Мы не боимся сожжения всех Библий, потому что наш Завет не в Библии, а в Боге. Вся Церковь стоит на личном договоре. Крещение – личный договор, вступление в личный контакт, Причастие – личный контакт, без этого контакта ничего не работает.

«И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой» (Быт. 17:9-14).

Одна из высших клятв в Ветхом Завете была клятва семенем Авраама, который был Иисус Христос, т.е. клятва будущим Спасителем. Обрезание означало обуздание похотливости, и это было знаком обрезания греха. Восьмой день – знак будущего века. Обрезание провело черту между возникающим народом (евреями) и другими народами. Бог занимается селекцией, Он берет одного человека (угодившему Ему), и начинает селекцию святости. В Израиле постепенно идет подъем духовности. Бог не сразу дает заповеди во всей полноте, а постепенно обучает человечество, в той мере, в какой народ это может усвоить. Сначала Бог запрещает идолослужение, убийство, взятие в жены иноплеменниц, затем, во времена Моисея, было запрещено прелюбодеяние, запрет на браки с родственниками, ко временам Христа многоженство постепенно исчезает.

7. Жертвоприношение Исаака.

Бог повелевает Аврааму принести в жертву своего сына Исаака (Быт. 22:1-24). Зачем это нужно было?

1) Это было нужно Аврааму, а не Богу. Бог хотел, чтобы Авраам дошел до края, и понимал, что Исаак дитя обетования, которое Он родил в сто лет, что он не Его, он Божий. И

2) Бог выявил в Аврааме верность.

3) Жертвоприношение Авраама является не только прообразом Христа (соседняя гора, Исаак сам нес на себе дрова, место где нашли овна для жертвоприношения – храм Гроба Господня), но и здесь еще связь причинно-следственная. Бог сказал, что если человек ради меня не пожалел сына своего, то и Я не пожалею Сына своего ради человека. Выбор Христа сформировался выбором его предков, происходит как бы накопление добрых дел.

В чем особый ужас был для Авраама этого жертвоприношения? Авраам мог усомниться в Боге? Бог побежал ему умножение потомков, но в то же время приказал принести в жертву. Апостол Павел пишет, что Авраам верил, что Бог может его воскресить (Евр. 11:8-20).

8. Почему Бог принимает одного и отвергает другого.

«Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака. Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина. И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились» (Быт. 25:19-26). Они еще в утробе, но Бог сразу сказал, что один будет больший, а другой меньшей. Он предопределил одного быть большим, другого меньшим. Господь видел их выбор, поэтому Он заранее отвергает одного и выбирает другого. Спасение – это дар Бога, человек может достоин спасения, но без воли Бога спастись невозможно.

9. История Лавана и Иакова.

Почему Иаков обманул Лавана? Иаков пас стада Лаван почти безо всякой платы, и ангел Господень открыл Иакову, как могут рождаться здоровые овцы, а как слабые. Иаков хотел взять заработок, и воспользовался этим. Бог повелевает распределять имущество так как Ему угодно (Быт. 30:32-43).

10. Богоборчество Израиля.

«И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд; и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него [было]. И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, [говорил он], я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что [Боровшийся] коснулся жилы на составе бедра Иакова» (Быт. 32:22-32).

Богоборчество Израиля, эта борьба за богопознание, поэтому Иаков требует открыть имя Бога. Иаков борется с Богом в темноте и начинает понимать, что с ним борется сильнейший. Сильнейший не может победить Иакова, здесь идет речь о свободе воли. Бог дает раскрыть себя Иакову полностью, с другой стороны Он показывает Свое могущество, и с другой стороны Он показывает, что ему угодно желание Бога познать его волю до борьбы с ним. Имя Израиль имеет два смысла – богоборец и боговидец. Израиль может быть видящий Бога, борющийся вместе с Богом, а может быть борющийся против Бога. В судьбе Израиля так и получается, сейчас Израиль – богоборец, который борется против Бога, а должен был бороться вместе с Богом.

11. Грехи.

Библия честная и она никогда не приукрашивает своих героев, поэтому в Библии встречаются места о грехах. Библия рассказывает так, как есть на самом деле. Бог показывает, что Он действует даже через грешников, Его воля все равно продолжает действовать, не смотря не на что. И Бог зло людей оборачивает в добро. Иосифа братья продали в Египет, а он потом стал визирем Египта, и спас не только Египет, но и израильтян от голода.

Царь Давид согрешил, когда он прелюбодействовал с Вирсавией, и мужа ее на смерть отправил. Но интересно другое, если внимательно читать книгу Царств, то увидите, что еще до этого греха пророк предсказал, что родится у тебя сын, который постоит Храм (Соломон).

Вся Священная история – это указание как Бог очень интересно управляет миром, Он и грех и добро использует. Грех оборачивает к добру, зло пресекает.


12. Почему Бог открывает себя язычнику Фараону.

Сердце Царя в руке Божьей. Господь управляет всеми правителями народов. Человек который поставлен на такое место, даже если он нечестивый, язычник, не знающий Бог, он все равно открыт для Бога, потому что Бог через него управляет миром.

13. Избранничество Моисея.

Почему Бог выбрал Моисея, ведь он был убийцей египтянина? Библия не осуждает Моисея за это вообще. Мы должны научиться понимать Библию по-библейски. Бог часто призывает в пророки не в награду за что-то, а если видит, что человек может воспринять это. У Бога такая воля – Ему так хочется.

Почему Моисей пререкался с Богом? Потому что свободная воля человека перед лицом Бога сохраняется. И Моисей пререкался с Богом, и Иеремия.

В 4 главе Исхода есть много моментов которые требуют уточнения: «И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром. И сказал Господь Моисею в [земле] Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей. И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою. И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа. И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего. Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него [Господь]. Тогда сказала она: жених крови – по обрезанию» (Исх. 4:18-26).

Почему Бог хотел умертвить Моисея? Потому что он нарушил Завет, хотя и призван был Богом. Завет нарушил, потому что Сепфору слушал, а она настояла чтобы сына не обрезать пока. За это Господь даже хотел пророка своего умертвить (вот что бывает с теми, которые задерживают крещение своих детей).

Почему здесь Израиль называется сыном? Здесь идет речь о предуказании на будущее, усыновление в Ветхом Завете было, но усыновлялся целый народ. Бог сделал Израиль – народом своих детей, поэтому Он и говорит, что Израиль первенец мой, затем уже входят другие народы.

Почему Бог ожесточил сердце фараона? Божие действие усиливает в человеке его внутренние склонности. Ожесточение сердца фараона, означало, то, что Бог выявил его жестокое сердце, глубины его сердца. Поэтому христиане не должны обращать внимание, если от слов люди еще более становятся богоборцами, Бог ожесточает сердце их, выявляет то, что в глубинах сердца. Девятая глава Исхода все это объясняет: «ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твое, и на рабов твоих, и на народ твой, дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле; так как Я простер руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой язвою, и ты истреблен был бы с земли: но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле; ты еще противостоишь народу Моему, чтобы не отпускать его, — вот, Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне» (Ис. 9:14-18).

Традиционная хронология исхода установленная в XIX в. противоречит библейской хронологии. Согласно традиционной хронологии исход произошел или при Рамзесе II, или при Меренптахе, что датируется XIII в. до Р.Х., согласно Библии, исход евреев из Египта произошел в XVI в. до Р.Х. Конец среднего царства в Египте, ознаменовался страшной катастрофой, описанной в «папирусе Ипувера» Лейденской рукописи
(сохранилась копия VI в. до Р.Х.), река превратилась в кровь, и т.д. т.е. описываются библейские казни египетские. Поэтому когда говорят о противоречии между Библией и историей в этом отношении, то идет речь о противоречии ложной хронологией и Библией. Фараон Тиутом погиб в водовороте бросившийся вслед за евреями.

14. Место перехода евреями Красного моря.

В районе Суэцкого канала перейти море было не возможно потому что, на его дне углубления и скалы. Море «Ян Суф», которое упоминается в Писании, это не Красное море. Скорее всего, место перехода было в районе Средиземного моря. В это время у многих народов сохранились воспоминания о катастрофе и громадных волнах высотой примерно в 6 км.

15. Кары египетские.

Почему кары распространяются на всех египтян?
Египтяне отвечали за то, что они убивали детей евреев (мальчиков топили в воде). Что сеет человек, то и жнет. Почему было10 кар? Эти кары последовательно падали на всех богов Египта (животных, солнце, и др.).

16. Почему спасла жертва ягненка?

Ягненок был символом Иисуса Христа, кровь ягненка означала спасение.


17. Зачем был дан людям Ветхозаветный Закон?

Для диагностики, чтобы показать в каком духовном состоянии они находятся. Все заповеди были для этого. Их нужно было исполнять, и Бог показывал, что без Него люди исполнять эти заповеди не смогут. Заповеди в Ветхом Завете были более легкими, чем заповеди в Евангелии. Если Ветхозаветные заповеди только требовали изменения внешнего человека, то уже Новозаветные требовали изменение внутреннего человека.

Почему Бог разрешил смертную казнь, дав при этом заповедь – не убей? Убийство и казнь принципиально разные вещи. Убийство – это преступление злодейство, за него наказанием – является казнь.

Что означает скиния (шатер)? Скиния — образ Тела Христова. В Скинии действовал Сын Божий, Он стоял в облачном столпе. Св. Григорий Нийский в произведении «О жизни Моисея законодавца» подробно описывает символику Скинии. Самая святая часть Скинии – Ковчег Завета (место над крышкой из которой являлся голо Бога и говорил с Моисеем), завесы – ангельские силы (были ангелы вышиты). Ковчег – означал весь мир управляемый Богом. Главной задачей было очищать грехи людей, через окропление крови на крышку Ковчега. А Крышка Ковчега – символизировала Христа Спасителя. Все Священные сосуды описанные в Скинии – прообраз Христа. Семисвечник – символ семи даров Святого Духа. Скиния прообраз Небес, как и наш храм.

18. Ритуальная нечистота.

1) Месячные у женщины.

2) После родов у женщин

3) После близости.

4) Поллюции.

5) После проказы и других болезней.

6) Появление плесени на домах.

Все эти виды нечистот связаны со смертью, а смерть является прямым результатом греха. Первородный грех передается через близость. Месячные женщины и поллюции у мужчин – это не состоявшиеся жизни.

19. Значение праздников.

Суббота – знак покоя, благодарение Бога за творение; Пасха – праздник в честь избавления от египетского рабства, прообраз Воскресенья Христова как избавления от смерти; Опресноки – знак чистоты жизни; праздник первых плодов – будущего Воскресенья мертвых (на второй день Пасхи); праздник Пятидесятницы – дарование Закона и завершения жатвы, прообраз будущего сошествия Святого Духа; Праздник Кущ (прямых параллелей не имеет) – означает будущие Царство Божие, когда люди жили в палатках (в обновленных телах), праздник Труб – гражданский Новый Год (трубили в трубы и вспоминали о Суде Божием); Ём Кипур (день очищения, один день в году еврее постились, ничего не ели) – единственный раз в году священник входил в Святая Святых и выгонялся козел отпущения, этот день символизирует жертву Иисуса Христа (Воздвижение Господне).

20. Запрет определенных видов пищи.

Это знак отделения еврейского народа от других народов. Это средство, чтобы народ Божий не вступал в дружеские отношения с язычниками. Чтобы дружбы не было, чтобы вместе нельзя было есть. Список запрещенных животных: свинья – нельзя быть чревоугодным как свинья; хищным – как волк, злопамятным как верблюд, и др. Об этом подробно пишет св. Кирилл Александрийский в книге «Глафера».

21. Почему Бог повелел евреям истребить полностью хананеев?

Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой (Втор. 18:9-14); Когда будет изгонять их Господь, Бог твой, от лица твоего, не говори в сердце твоем, что за праведность мою привел меня Господь овладеть сею землею, и что за нечестие народов сих Господь изгоняет их от лица твоего; не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову (Втор. 9:4-5). Бог повелел Израилю сделать тоже, что Он обычно делал при помощи наводненья, потопа, огня, и др. Мера беззакония наполнилась и кара должна прейти.

В следующем месте ошибка перевода: «А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим» (2 Цар. 12:31). Он поставил их не «ПОД» молотилки а «К» молотилкам, бросил их не «В», а «К» обжигательным печам.

Вопросы к лекции:

1. Какие доказательства в Писании, что Иисус послан Богом Ветхого Завета?

В Новом Завете 276 ссылок на Ветхий Завет. Бог в Ветхом Завете предсказывал появления Сына Божия. Сам Господь говорил: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин. 5:45-46).

2. Почему православным нельзя молится вместе с иудеями?

Потому что иудеи хулят Сына Божия. За это Бог отошел от них, и как писал Иоанн Злотоуст, синагоги – есть излюбленное обиталище демонов, и молитвы их Бог с презрением отвергает. Иудеи отвергшие Иисуса Христа – Мессию, обещанного Ветхим Заветом, виновны против Бога Отца и Духа Святого и потому ни их молитвы не принимаются, ни их поклонения не приносят никакой пользы.

3. Зачем нужны жертвы?

Убийство жертвенных животных в Ветхом Завете это – прообраз смерти Христа. Христос умер за нас, мы должны были умереть, но вместо нас отдал свою жизнь Христос. Животные умирают вместо нас. Это образ Христа. Невинный умирает вместо виновного. Ценой жизни может быть только жизнь, жизнь не покупается иной ценой.

4. От кого зависят судьбы народов?

Судьбы народов – в руках народов. Бог говорит, что существует некая чаша беззакония для каждого народа. Эта чаша наполняется злыми делами народа. Существует некая коллективная ответственность людей между собой. Существует некие народные традиции, и если народ не живет в Боге, они становятся все хуже и хуже. Происходит деградация людей, которые отделены от Бога, зло разъедает его душу. Бог говорит: «ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт. 15:16), т.е. судьбы народов – в руках народов, в руках их беззаконий; и в руках Божиих, как следствие. Бог смотрит на их беззакония и стирает народы или не стирает народы.

5. Зачем нужен был Завет обрезания?

Обрезание предполагало отделение иудеев от язычников, вступивших в Завет с Богом и не вступивших. «Я – вот завет Мой с тобою» (Быт. 17:4). Бог источник Завета. «И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами…» (Быт. 17:9-14).

6. Почему Моисей пререкался с Богом?

Потому что свободная воля человека перед лицом Бога сохраняется. И Моисей пререкался с Богом, и Иеремия.

7. Почему здесь Израиль в св. Писании называется сыном?

В 4 главе Исхода (Исх. 4:18-26) речь идет о предуказании на будущее, усыновление в Ветхом Завете было, но усыновлялся целый народ. Бог сделал Израиль – народом своих детей, поэтому Он и говорит, что Израиль первенец мой, затем уже входят другие народы.

8. Почему Египетские кары распространяются на всех египтян? Египтяне отвечали за то, что они убивали детей евреев (мальчиков топили в воде). Что сеет человек, то и жнет.

9. Почему было десять кар?

Эти кары последовательно падали на всех десять богов Египта (животных, солнце, и др.).

10. Почему Бог повелел евреям истребить полностью хананеев?

Бог повелел Израилю сделать тоже, что Он обычно делал при помощи наводненья, потопа, огня, и др. Мера беззакония наполнилась и кара должна прейти.

Реклама

Комментарии к записи «Промысл Бога об Израиле». Лекция 13. отключены

Filed under Uncategorized

Обсуждение закрыто.