«О единой спасительности Церкви». Лекция 19. [почему Православие Истина?]

почему Православие Истина?
почему Православие истинная вера?

Догматическое Богословие для миссионеров.
неточный и неполный конспект 19-й лекции.

скачать листовку по этой теме (более точная информация)

План лекции:

1. Что такое Церковь?
2. За пределами Церкви находиться тьма.
3. Область Света.
4. Что такое благодать? Какая вера нужна для спасения?
5. Логика спасения.
6. Условие спасение – вера соединенная со Христом (Крещение).
7. Христос установил конкретную Церковь.
8. Крещение – граница между детьми Божьими и чадами гнева.
9. Православная Церковь – единственное место спасения.


Есть всем известные фразы: «Вне Церкви нет спасения» и «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Фразы восходят к святому Киприану Карфагенскому. Часто люди говорят: «Зачем нам ваша Церковь, мы и так с Богом будем общаться, без посредников!»

1. Что такое Церковь?
Слово Церковь употребляется в Новом Завете 126 раз. Ветхозаветный аналог, слово «Кагал», означает – собрание тех, кого созвали. Слово Церковь употребляется не только в значении – Церковь христианская, не только в ветхозаветном значении – Церковь как место собрания иудеев, но, например, и в смысле собрания людей против апостола Павла в театре Эфеса. Речь идет о некоем собрании созванных, а кем, зачем и для какой цели – это отдельный вопрос. Перед нами собрание не самоорганизовавшееся, не демократическое, имеющее созывателя и некую цель созыва. С точки зрения самой Библии, Христос не оставил после себя текстов, но Господь оставил после себя Церковь. «Я говорю тебе: ты – Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18).
1) Церковь – тело Христово: «все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главой Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (1 Еф. 1:22,23).
2) Церковь – столп и утверждение истины: «чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божьем, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины»(1 Тим. 3:15).
3) Церковь – место спасения: «хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47).
4) Церковь – управляется Святым Духом: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел себе Кровью Своей» (Деян.20:28).
5) Церковь – невеста и жена Христа: «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Поэтому оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна эта велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5:29-32).
6) Церковь – народ Нового Завета Бога: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет» (Ерем. 31:31); «некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (Пет. 2:10).
7) Христос – глава и спаситель Церкви: «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф.5:23).
8) Христос — умер за Церковь: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:25)
Протестанты говорят, что Церковь не нужна им потому, что не нужны священники Церкви как посредники в общении с Богом. И это чистая правда, нам православным посредники тоже не нужны. У нас есть один посредник между Богом и людьми – Богочеловек Иисус Христос. А священники не являются посредниками, они ходатаи, но не посредники. Чем отличается ходатай от посредника: посредник соединяет двух разошедшихся. Сводит вместе. А ходатай – тот кто просит о чем-то. Протестанты безусловно правы: им не нужны посредники потому, что будучи вне Церкви, они не могут встретиться с Богом. Православные же христиане имеют одного единственного посредника Иисуса Христа и ходатаев в Духе через Него к Отцу.
9) Церковь – новый Израиль: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, чтобы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1Пет.2: 9-10); «Тем, которые поступают по этому правилу, мир им и милость, и Израилю Божьему» (Гал. 6: 16).
Род избранный – народ выбранный Богом. Царственное священство – все христиане без исключения являются царями и священниками Богу. Царями влавствующими над собою и, в будущем, над преображенной вселенной. Священниками – потому что они приносят в сердцах в жертву Богу чистый дар – всю свою жизнь. «Сами себя, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим» (ектения) Это проявление священства, потому, что главное дело священства – приносить жертвы. В силу этого все христиане являются священниками, потому, что они едят от жертвенника. В Ветхом Завете от жертвы могли есть только священники, в Новом Завете от жертвенника едят все христиане. То – есть то, что мы едим жертвенную Плоть и Кровь Господню – это знак нашего священства. Одинаково доступного для каждого христианина. Как говорит Иоанн Златоуст, в вопросе евхаристии разницы между пресвитером и мирянином нет никакой. И тот и другой вкушают одинаково Плоть и Кровь Господню. Народ святой, люди взятые в удел – выделенные из всех в личную собственность Бога. То-есть Церковь – это личная собственность Бога. Чтобы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет – задача которую это собрание должно совместно решать. Так в древней Греции, например, церковью называлось собрание которое собралось чтобы построить корабль. То есть с конкретной целью. Так и здесь Господь собирает из нас Церковь с указанием цели: возвещать совершенство Бога призвавшего нас из тьмы в чудный свой свет.

2. За пределами Церкви находиться тьма.
Для Библии есть область чудного света Бога – это народ Бога, Церковь Бога, удел Бога, избанный род, избранное поколение, собрание предопределенных по предведению Бога ко спасению. Бог увидел, что мы изначально желаем спасения. Предопределение Божие ко спасению безусловно есть и оно исходит из нашей воли, мы являемся причиной предопределения Бога о нас. Бог, будучи вневременным существом, заранее видит как мы направляем наше сердце, хотим ли мы найти истину. Единственная причина по которой люди погибнут – у них не будет любви к истине. Не убийство причина гибели – убийца может спастись. Не гомосексуализм причина гибели – гомосексуалист может спастись. Не идолопоклонство является причиной гибели – идолопоклонник может спастись. Только отсутствие любви к истине является причиной гибели: «того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякой силой и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за это пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2Фес.2:10-12).
Почему не всех Бог призывает? А вот та же самая причина: тех кто не ищет истину, тех Бог и не призывает. А почему? А потому что такой получит большее осуждение. Почему, скажем, погибает обычный китаец, обычный средний житель Китая, погибает и идет в ад после смерти? Он погибает не потому что он Христа не знал. Он и не мог, может быть, узнать. Пока не мог узнать. Он погибает за то, что он не искал истину. Потому, что если бы он искал истину, Господь немедленно прислал бы к нему человека, или специально ради него разрушил бы мешающую ему в поиске истины КНР. Не искание истины – это не результат планов Бога, а результат нежелания человека. Бог подарил бытие всем, независимо от того, употребят или злоупотребят они этим даром. Но Бог видит, что они не хотят искать истину. Тогда он берет и использует их для того, чтобы посредством их сделать будущего святого.
Господь в месте тьмы сам избирает заранее, даже некоторых от утробы матери, чтоб они стали Его слугами. Вот Апостол Павел, даже еще будучи гонителем христиан, уже был избранником Божиим. Парадокс, кажется. А, почему. Потому что Господь смотрит в сердце: ищет или не ищет истину человек. Вот поэтому-то Господь запрещает судить человека до смерти, т.к. конец венчает дело. Мы не знаем, что будет дальше, а Бог знает, имеет план спасения для каждого, кто ищет истину.

3. Область Света.
И вот, для того чтобы спасти людей, Он создает область света. В эту тьму пробивается свет. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Иоан.1:5). Свет Христос приходит в тьму и являет знания о Боге, дает главную заповедь, которую от нас требует Господь, и дает силы для перерождения человека.
Коротко о книге Пророка Осии. Бог дал Осии интересную заповедь – велел жениться на проститутке. У них родились два ребенка и Бог одного велел назвать Ненарод, а другого Непомилованная. Таким образом Бог явил, что Израиль изменяет Богу и против Него грешит. И потом Он сказал, что непомилованную назовет помилованной, и ненарод назовет народом. В знак того, что Бог изменит мир. И непомилованные, люди тьмы, проклятья и гнева Божия, станут детьми и народом Божиим.
И вот здесь мы должны понять, кто такие люди некрещеные? А вот:
«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира этого, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе детьми гнева (Божия), как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которой возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Эф. 2:1-6).
Как мы оживотворены со Христом? Что для этого требовалось? Бог пришел, спас нас, выкупил от греха проклятия и смерти, оплатил за нас долг, воскрес из мертвых и подарил нам воскресение плоти – всему человечеству. Но он подарил своему народу еще и первое воскресение – воскресение духа. Совершается оно через крещение. Человек в крещении очищается от своих скверных похотей. Но при каком условии все это происходит? А вот при каких: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился»(Эф 2: 8). То есть Бог требует от нас веры. И по этой вере Он спасает нас своей благодатью.

4. Что такое благодать? Какая вера нужна для спасения?
Благодать – это несотворенная энергия Бога. По учению Церкви, выраженному Григорием Паламой – это теофания, слава Бога, шихина.
Это несотворенное сияние лица Божия, которое входит в нас и спасает нас, вырывает нас из под смерти. От нас требуется только вера. Какая вера? Здесь возникает интересный вопрос. Будем прямо по пунктам записывать:
1)Достаточно ли верить в Бога? Для того чтобы принять крещение, в котором мы спасены, достаточно ли верить в Бога? Условие необходимое но недостаточное. Итак, необходимо верить в Бога и в его мздовоздаяние. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо нужно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11: 6).
2)Дальше, почему этого недостаточно? А вот: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?» (Иак.2:19-22)
3)Что это за дела? А вот: «Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божьи? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божье, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин.6: 28-29). То есть необходимо верить не просто в Бога, необходимо верить в Иисуса Христа.
а) вера в Бога и Его мздовоздаяние: все атеисты, многобожники, все кто почитает иных богов, кроме Господа Единого – они вне спасения. Даже те, кто верит в Бога, но не верит в то, что Он воздает по заслугам – они тоже вне.
б) Из верящих в Бога и в то, что Он мздовоздаятель мы вычленяем тех, чья вера в Бога — Иисуса Христа: иудеи, мусульмане и все не верующие, что Иисус Христос есть Бог — вне спасения.
Часто есть такая ошибка, что люди выхватывают из Библии одну цитату: «Кто будет веровать – будет спасен….» Это все равно, что сказать: «Для того, чтобы жить необходимо дышать….» Да, необходимо дышать, но, например, кушать тоже не мешает.
в) Как веровать? Надо верить по слову апостолов, как апостолы. Докажем это из Писания: «так как Ты дал Ему власть над всякой плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную» (Ин17:2). Власть дана над всякой плотью, но все ли сами они даны? Кого Отец передал в руки Христа, тем дана жизнь вечная, кого Отец не передал в руки Христа, тем жизнь вечная не дана.
Что же такое есть вечная жизнь: «Эта же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Жизнь вечная – знание Бога и сына Божия. Знание не в смысле познания свойств и признаков Бога, а в том же смысле, что и «познал Адам жену свою», то есть их природное соединение. Познать – это природой соединиться, а не курс по анатомии пройти или анкетные данные о Боге собрать.
«Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славой (та самая благодать о которой говорит Церковь), которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое людям, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое» (Ин 17:4-6). Какое имя было открыто? Имя – Отец. Потому что те, кто является христианами, они являются детьми Божими по факту крещения.
«Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, – от Тебя, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (Ин 17:7-9). Слова Христа принадлежат Апостолам. Правильное понимание животворящих слов Христа передано Апостолам. Не всем передано и не всеми истинно поняты слова Господа, а только Апостолами. Как некоторые говорят, мол, Библия всему миру написана и открыта для разумения. Сама Библия говорит наоборот.
Сам Господь сказал, что слова даны не для всех. «И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них». (Ин. 17:10) То есть они переполнены жизнью. «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! сохрани их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17:11). То есть Господь дает заповедь о апостольском единстве. Собственно отсюда идет принцип церковной иерархии. Патриарх – первый среди равных. Наша иерархия устроена по принципу Троицы. Так же и среди апостолов был первый и глава их апостол Петр. И он равный. Поэтому он называется Иоанном Златоустом (не Римо-католиком) главой апостолов, корифеем апостолов, князем апостолов. Первенство Петра – проявление апостольского единства.
«Когда Я был с ними в мире, Я сохранил их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и это говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиной Твоей; слово Твое есть истина» (Ин. 17:12-20/)
Кто сохраняет Апостолов – Бог Отец. Кто заботится об Апостолах – Бог Отец. Кто заботится о тех, кто по вере Апостолов поверил – Бог Отец. Собственно, Бог Отец – гарантия того, что Церковь не исчезнет. Как говорил Тертуллиан: «Если Церковь отпала от Бога, значит Святой Дух не справился со своими обязанностями».
Господь делает Апостолов неотмирными. И тех, кто поверит по их слову, он делает неотмирными существами.
«И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиной» (Ин. 17:19). Господь посвящает себя не за всех, а за апостолов и за тех, кто по их слову поверит. Жертва Христа принесена только за этих людей – Апостолов и тех кто с ними по их вере, за апостольских. «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» (Ин. 17:20).
Мало просто верить в Христа, надо верить во Христа по слову Апостолов. По апостольскому пониманию, а не по какому-то другому. Если ты веришь во Христа не по слову Апостолов, то ты не Христов. За тебя жертва не принесена, ты чадо гнева, ты находишься вне Церкви Божией. Это состояние называется ересью. Еретик, поэтому, Царства Божия не наследует. Кто верит во Христа иначе

5. Логика спасения.
Видите, Церковь строится сверху вниз. Отец посылает Сына, Сын собирает Себе тех, кого Ему дал Отец. Приносит за них Себя в жертву, вручает им Свое слово понимания, дает истину, сохраняет их, передает в руки Отца, который сохраняет их, делает их едиными.
Видите, Церковь вся строится внутри Троицы, это место бытия Святой Троицы. Там, где действует Отец, Сын и Дух Святой – это и есть Церковь. Собственно, потому вне Церкви и нет спасения, что нельзя спастись вопреки Отцу Сыну и Святому Духу, вне Бога.
Логика спасения идет не от человеков, а с неба. Это важно понимать, потому, что мы часто говорим: « Вне Церкви нет спасения, потому что в Церкви истина и т.д.» А люди говорят: « А-а докажи?!» И правильно говорят, между прочим. Если идти от человека ничего не докажешь. Не в человеке истина, всяк человек – ложь. Можно сказать – попы табачники, блудники, пьяницы. Собрать правды и неправды можно сколько угодно. А мы идем не от человеков. Всяк человек ложь, а Бог не ложь – Бог Истина. Наша опора не на человека, а на Святую Троицу. Именно Святая Троица создает Церковь: боговоплощением, жертвой Христа, истиной Христа – апостольской верой. Церковь всегда именно на этом делала акцент. У нас последние лет тридцать стал акцент на формальное хранение единства. Но единство самоцель только в Троице. Но единство не самоцель, когда нарушаются Священные догматы, когда нарушается вера Церкви. Единство невозможно там, где нет апостольской веры. Поэтому Церковь выступает против формы экуменического движения, когда вместо того, чтобы вернуться к апостольской вере, предлагается найти компромисс. Это отказ от того, что считает самым важным Господь Иисус Христос. Что такое истина – это искусство вечной жизни: знание кто такой Бог, как к нему попасть, как угодно Ему жить и т.д.
«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17: 21-23).
Апостольское откровение является условием единства, а именно этого единства требует Господь. Единство христиан в истине является условием их единства. Когда христиане пребывают в единстве любви и единстве веры, тогда мир обращается – это самая лучшая миссионерская технология. Когда возвещается неповрежденная истина и когда есть любовь между христианами. Когда миссионеры грызуться между собою в обществе мусульман – это не является проявлением христовой любви и никто таким образом не обратиться.
Да будут совершены воедино – значит станут единым целым, тем телом Христа, о котором говорит здесь Писание, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня — то есть те кто верит по апостольски, соединены между собой, соединены со Христом и с Отцом Его в единое целое, совершены воедино – именно их любит Отец, потому, что они его дети.
«Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мной, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Ин. 17: 24) – конец их Царство Небесное, они будут там, где Христос. В Царстве небесном. Цель Церкви – попасть к Отцу и Сыну и Святому Духу. У любого собрания есть цель – цель Церкви попасть в Небо. Можно сказать, что Церковь есть общество великого исхода из этого мира в Царство небесное. Наш «табор» уходит в Небо – это про Церковь. Караван, который уплывает в небеса. Можно сказать, что Церковь – это тайно общество Великого Исхода. Выходим из тюрьмы смерти в вечную жизнь. Поэтому предлагаем присоединиться к этому исходу. Насильно не загоняем, потому что насильно загнанный «сдаст» ведь тайну.
«Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и эти познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которой Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин. 17: 25,26). Заканчивается молитва о Церкви, в этой молитве все описано. Недаром эта молитва называется первосвященнической. В этой молитве заключена вся Церковь. Понятие Церкви здесь максимально проявлено — это единство Троицы.

6. Условие спасение – вера соединенная со Христом (Крещение).
Что требуется еще для спасения? Значит, смотрите: требуется вера, соединение со Христом. Как это соединение совершается? Об этом говорит Господь: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божье. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: вы должны родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3:5). То есть пути человека рожденного от Святого Духа непонятны и неизвестны, тайны тропы по которым Бог ведет людей. Именно у христиан возникла поговорка: «Хочешь рассмешить Господа Бога, расскажи ему свои планы.» Понимаете почему, потому что пути Духа они неизвестны, как дуновение ветра. Так и христиане, их путь неизвестен: сейчас он идет сюда, завтра туда. Куда ведет Дух, туда и идет Церковь. В этом путь христианина, путь рожденного от воды и Духа.
г) следующее условие: Необходимо принять крещение. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божье – без крещения нет спасения. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:8-9).. Логика тут такая: добрые дела, кроме одного дела – дела веры, для спасения не нужны. Чтоб получить спасение. Но чтобы усвоить спасение добрые дела нужны. Так мы, крещеные уже спасены. Но в надежде, что не потеряем это. А вот сохранить спасение, не потерять, приумножить – это второй вопрос.
Другое место о необходимости крещения: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16,16). Что значит крещение?
Крещение – это крещение водное, крещение по вере, крещение воспринимаемое как новое рождение. Те люди, которые не верят в то, что крещение дает новое рождение – разве они крещеные? Нет. Если крещение не понимается как таинство, имеющее спасающую силу, значит человек таким таинством не спасается. Так человек может искупаться в источнике во имя Отца, Сына и Святого Духа, но при этом крещеным не будет. Крещение предполагает веру в спасение. Крещением прощаются грехи: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2: 38).
д) Итак, необходимо крещение, но этого мало, необходимо еще и Духа Святого иметь: «Но вы не по плоти живете, а по Духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9).То есть необходимо получит Святого Духа. Как получается Дух Святой – через возложение рук Апостолов. «Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть эту, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого» (Деян. 8:18) Сейчас Он подается через миропомазание. Нужно, чтобы неким образом подавался Дух Святой. Это таинство отдельное от крещения. Дух Святой может придти и Сам, лично. Примеры мы такие знаем – это Апостолы, это Корнилий сотник, это евнух эфиоп. Крещение — это участие в смерти Иисуса Христа: «Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, чтобы, как Христос воскрес из мертвых славой Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, чтобы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, 9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:4-11). Мы усваиваем смерть и воскресение Христа через крещение.
е) Что еще необходимо для спасения? Необходимо вкушать (есть и пить) Плоть и Кровь Господа Иисуса Христа. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питье. Кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и кто ест Меня жить будет Мной. Это-то есть хлеб, сошедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: кто ест хлеб этот жить будет вовек.» (Ин.6, 53-58) То-есть для спасения необходимо еще причащаться плоти и крови Господней. Через причастие мы участвуем в Новом Завете, в Новом Договоре: «..ибо это есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.» (Мф. 26:28); «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: это есть тело Мое, которое за вас предается; это творите в Мое воспоминание» (Лк. 22,19).
Господь сказал это Апостолам – именно апостолам вручена такая власть.
ж) Что необходимо еще? Необходимо послушание Апостолам. «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк. 10:16) Таким образом, Кто не слушает апостолов, тот отвергается Христа.
з) И, наконец, необходима жизнь по заповедям.
Поэтому Церковь, созданная Господом, построена однажды, в конкретный исторический момент, однажды создала свой народ, основана на основании — Иисусе Христе: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2:20).

7. Христос установил конкретную Церковь.
Христос установил однажды в конкретном месте, конкретную Церковь, дал ей освящение. Чтоб вступить в нее требуется:
1) неискаженная апостольская вера;
2) крещение, получение Святого Духа;
3) причастие Плоти и Крови Христа;
4) подчинение церковной власти;
5) жизнь по заповедям;
Такой человек спасается. Исключение тем, кто крестится крещением Христовым, будучи казним за Его имя. Бог приходит к самым гадким, самым противным людям и «выдирает» их из мира, делает их своими апостолами. Господь вставляет их в этот мир и спасает людей.
Поэтому чтобы спастись, надо верить в Бога. Неверующий уже во тьме. Надо верить, что он мздовоздаятель. Верить во Христа, что Он Сын Божий. Верить по слову Апостолов. Принять крещение. Принять Святого Духа. Причащаться. Подчиняться Апостолам. Вот, собственно говоря, перед Вами граница Церкви. Когда мы говорим: «Примири и соедини Святой Твоей Церкви», мы имеем ввиду эту Церковь. В строгом смысле, Церковь только вот это, это место спасаемых. Разберем примеры: Вот, скажем, спасающиеся: те кто живет по заповедям, участвует в таинствах, творит добрые дела, подчиняется приемникам Апостолов. Человек который не подчиняется приемникам Апостолов, он «вываливается» потом из Церкви. Стал слушаться священника епископа – вошел в Церковь. Человек не причащается, стал причащаться – вошел в Церковь. Человек некрещеный, покрестился – вошел в Церковь. Человек апостольской веры не хранил, стал хранить апостольскую веру – вошел в Церковь.

8. Крещение – граница между детьми Божьими и чадами гнева.
Бывает человек крещеный, но не хранит апостольской веры. Бывает человек хранит апостольскую веру, но некрещеный. Такие тоже бывают случаи. Граница очень четкая и мы ее описали, но она зыбкая в смысле того, что она двигающаяся, динамичная. То есть место спасения единственное – Церковь спасающихся. Есть место абсолютной тьмы – все мировое человечество, люди которые не знают Бога, язычники, идолопоклонники.
Где граница того, где дети Божии и где не дети Божии? Эта граница – крещение. Есть много крещеных невоцерковленных, пребывающих в оккультизме и т.д. – это заблудшие дети Божии. Они не спасаются, но они дети Божии. Граница такая – есть чада гнева, есть дети Божии. Граница между ними – признаваемое крещение.
Евангелики, харизматы, баптисты. Кто они такие? Это кружки по изучению Библии. Они собственно и называют себя так обычно. Типичная синагога. У синагоги главная задача какая? Изучать Священное Писание. Только в чем разница: синагога без Иисуса Христа, она во второй строке таблицы, а они в третьей. Но не те, не другие не спасаются. Где «Свидетели Иеговы»? Во второй строке. Они не верят в Иисуса Христа, Сына Божия. Где «Мормоны»? Они многобожники, классические язычники. Значит в строке «мировое человечество», т.е. во внешней тьме. «Свидетели Иеговы» ближе к свету, чем «Мормоны»? Хрен редьки не слаще. «Свидетели Иеговы» то-же самое что иудеи, не лучьше.

9. Православная Церковь – единственное место спасения.
Как доказуема принадлежность к спасающимся? Очень просто. Кратко перечислить отрывки с Библейскими требованиями к спасению. И у вас получится Православная Церковь – единственное место спасения. Почему гибнет Римо-католик? Потому что еретик. У него нарушена апостольская вера.
Рассмотрим пример: Вот перед нами член Православной церкви Московского Патриархата. И вот он говорит, что Христос человек, в котором живет Бог – исповедует ересь Нестория. Ему говорят: «Чадо, ты не прав!» А он говорит, нет, я так считаю! Он член Церкви, член тела Христова. Но вопрос. Спасется ли он? Открываем Библию: «Дела плоти известны: блуд, убийство, ересь. Поступающие так Царства Божия не наследуют» (Гал. .5:19). Все. Блудник православный спасется, если он умрет в состоянии блуда? Спасется ли православный убийца, если он умрет нераскаянным? Нет.
Становятся понятными слова Феофана Затворника: «Не знаю спасутся ли католики, но если я стану католиком, я не спасусь.» Почему? Потому что он не знает насколько заражено католичеством данное чадо Божие. Это к вопросу о спасении тех у кого есть крещение. С точки зрения радикалов я скажу странное. Но если, как мы помним, у нас блаженная Феодора спаслась с нераскаянным прелюбодеянием, то мы не можем сказать достоверно о неспасении католиков. Мы не знаем. Насколько каждый конкретный человек исповедовал ересь. А почему у нас хуже отношения к старообрядцам, чем к католикам? Или хуже отношение к украинской автокефальной православной церкви или Киевскому патриархату, чем к католикам? Потому что православие полностью библейская религия, в ней нет механического отлучения от Церкви, механического извержения из сана.
Вот, скажем, человек сделал смертный грех, за который должен быть отлучен от Церкви. Он из числа детей Божиих не вываливается, но из числа спасаемых он вываливается. Оживотворяющая сила Божия ослабевает в нем, но он не перестает быть чадом Божиим. Поэтому сказано: «Возвращайтесь дети отступники и Я исцелю вашу непокорность.» Одно дело взбунтовавшийся сын, который ушел «на сторону далече», но он сын, а другое дело наемник. Сыну назваться наемником нельзя. По богословски это называется неистрибимая печать крещения. Крещение несмываемо.
Почему возможен чиноприем по третьему чину? Икономии не может быть в том случае, если в чаше пустота. Пустую чашу нельзя считать за полную. Пустую воду купания в речке нельзя принять за крещение ни при каком условии. Купание баптистов, даже совершенное в Троицу, при их неверии в то что это таинство и единократное окунание ни по какой икономии, ни при каких условиях принять за таинство невозможно. Пустышка она и есть пустышка. Церковь имеет власть признавать таинство или не признавать, но она не может несуществующее признать существующим.
Противокатолическая аргументация святых отцов говорит, что у католиков есть евхаристия. Марк Эфесский обращается к папе Римскому, как к возлюбленнейшему патриарху, который решил собрать разделившиеся члены тела Христова. При любом раскладе назвать нечлена тела Христова членом тела Христова будет кощунством. Есть библейские нормы. Они хорошо и точно выражены в Библейских канонах. Вот есть некое сообщество имеющее крещение, дар Духа, но находящееся вне области спасения, по причине потери веры. Они заражены тяжелейшей болезнью. Как хорошо сказал Феофан Затворник: «Католичество – тело с туберкулезными легкими» Гниет. Но Церковного суда еще не было. Вот будет церковный суд, соберется нормальный собор вселенский. Девятый, восьмым был Фотиевский, великий противокатолический собор осудивший фелиокве. На него вызывают Римского папу, три вызова официальных. Он приезжает, ему говорят: «Вот учение отцев, ты готов с ним согласиться?» Он или соглашается или нет. Если соглашается, то приобрел ты брата своего.
Если он отказывается, что делает собор? «…За изрыгание нечистивой хулы на Святого Духа, да будет лишен Священного сана и всех полагающихся степеней…». Все, вылетел из части спасаемых. У нас на глазах аналогичный пример произошел с нашим Денисенко (раскольник Филарет). Те, кто исповедует ересь дружными шеренгами топают в ад по причине ничего иного, как по причине смертного греха ереси. Кто такой католик? Полная аналогия того человека, который умер от пьянки. Было постановление, что в крайнем случае мы можем прийти в католический храм и причаститься. Но надо понимать, что для нас католическое причастие будет одобрением ложного вероучения. Потому что придя на литургию мы вынужденно будем исповедовать филиокве, то есть грешить смертным грехом ереси.
Собор осудил ересь, но не католиков. В Церкви существует презумпция невиновности. Давайте вспомним Вселенские соборы, руководимые Духом Святым. Кто участвовал, к примеру, на VII Вселенском Соборе? Епископы, рукоположенные иконоборцами. К тому времени иконоборчество было осуждено поместным собором в Риме. Тем не менее хиротонии совершались. Первое деяние VII Вселенского Собора специально посвящено еретическим хиротониям. Монахи спросили святого Тарасия? Как может передать Духа Святого тот, кто сам его хулил в ереси? На это св. Тарасий отвечал, что хиротонию совершает не человек, а Бог. И сын за отца не отвечает. Шестой собор аналогично. Монофелитская ересь уже была осуждена крупнейшим Латеранским собором (149 отцов).
Собор был собран из епископов монофелитского рукоположения. В частности, на соборе были и епископы еретики-монофелиты. Но когда провозглашались анафематствования еретиков, анафематствовали только тех у кого были прямые исповедания ересей: Пирр, Павел, Кир, Петр, патриарх Сергий, папа Римский Гонорий. И все, больше никто. Те, кто не противостоял ереси, но и не затрагивал публично вопрос о том сколько воль во Христе, собор счел православными. Второй Вселенский собор состоял на 80% из людей рукоположенных арианскими епископами, а ариане к тому времени уже были осуждены I Вселенским собором. Епископ может и не находится в части спасаемых, но действие его не от него идет, а от Бога, из области спасения. Для него ересь – гибель. Но пока он не отлучен от Церкви, через него благодать действует. Иначе у нас ни у кого не будет гарантии верности нашего крещения. Но, к счастью, крещение совершает не человек, а Бог, и достаточно чтоб человек был не лишенный сана. Вот четкая каноническая граница.
Святые Отцы (Феодосий, император Юстиниан, император Константин) воспринимали ереси (монофизитство, несторианство, арианство), как болезни внутри Церкви. То есть с точки зрения Отцов, католичество – это болезнь внутри Церкви. До момента отсечения. При этом заметьте, во всемирном христианстве не осталось ни одной иерархии, которая ведет свое начало от лишенных сана епископов. Многие не подчинились, многие рукополагали приемников. Но почему-то в 3-4 поколении все обрывается. Например, Диоскор, не подчинился решению IV Вселенского собора и рукоположил приемников. Но во втором поколении все, диоскориан нет. Несторий то-же самое. Потому что «пустышка». То есть получается так, что благодать есть, а воспользоваться ей нельзя. Потому что вопреки воле Божией делать будешь. Потому что обращение к еретическому сообществу становится выбором. Это важно помнить. Вот, например, если епископ отказывается миссионерствовать, с ним нужно, по канонам, разорвать общение.
Вот у Иллариона Троицкого есть позиция, которая не обоснована ни на писании, ни на Отцах Церкви. Он полагает, что в таинствах еретиков безблагодатная форма передается, которая наполняется благодатным содержанием при входе в Церковь. У Отцев Церкви такого учения нет. У патриарха Сергия (Страгородского) подробно проанализировано I Правило св. Василия Великого. Какое же действие благодати в еретических сообществах? А зададимся интересным вопросом, почему на Западе стали считать, что порча и сглаз – это все выдумки? Ответ простой – зажрались. Вот в исламском мире никто так считать не будет, у них порча и сглаз на каждом углу, там реальность бесовского мира очевидная. Почему на западе стали считать, что этого нет? А потому, что благодать сдерживала.
В XIX веке стали появляться в России такие же учения. Люди настолько расслабились под защитой Церкви, что решили, что защищать их не от чего. И как только пошло поколение некрещеных, тут все и пошло. То есть, Господь защищает своих детей, даже неверных и мятежных. Да, защита есть, а вопрос спасения – другой вопрос. Эта защита может быть в осуждение. Выросли люди не защищенные благодатью, и получилось «волчье» поколение: это энтузиасты 60–х годов, наши бандюганы 90–х.
Когда говорят, что вся Россия крещеная – это ошибка. Сколько у вас знакомых некрещеных? Порядка трети. К вопросу о христанстве, которое не в слове, а в силе и правде. У людей просто сил нет элементарных сил противостоять бесам. Проводилось расследование на Западе по поводу разврата в Церкви. При этом соотношение оказалось такое. На один католический случай – три протестантских. А почему? Все просто, потому что некрещеные, нет сил противостоять греху. Нехристи, кружок по изучению Библии. Но даже и кружок по изучению Библии уже много чего дает, по сравнению с миром внешним! Это уже соприкосновение с истиной, соприкосновение со святыней.
Как объяснить феномен протестантского возрождения? «Мы возрожденные люди. Мы раньше были блудники, пьяницы, алкоголики, наркоманы, тунеядцы и т.д., а стали хорошими и замечательными» — все слышали от протестантов такие рассказы. Человек находился в области полной тьмы, был ничего не знющим чадом гнева Божия. Тут он видит свет, видит что есть Бог, есть его заповеди, есть Господь Бог, есть Иисус Христос. Он бросает злые дела, начинает творить добрые – в первый раз в жизни он чувствует одобрение совести, одобрение Бога. И это действительно реальное возрождение, но это не то возрождение которое дает крещение, которое выводит в чада Божии. Просто человек нащупывает, где есть свет. Дальше нормальный человек должен сказать: а теперь что Библия требует сделать чтобы спастись? Человек должен сказать: мне покреститься бы? Где Церковь, которую врата ада не одолеют, пойти бы найти ее. Причаститься бы не мешало.
И тут приходит диавол и говорит: Ты был таким плохим, а стал таким хорошим. Тебе уже и так все достаточно. Зачем тебе Церковь, зачем тебе какие – то посредники. Зачем тебе что-то еще. И этого достаточно. Все, приехали, получился очередной кружок по изучении Библии. Он не рождается, он чадо гнева как был так и есть. Он забыл одну маленькую вещь: прекратить пачкаться хорошо, но еще не мешало бы и помыться. Почему такой человек будет виновен перед Богом: он остановил себя на пути к Истине. Он отказался найти полноту Истины, дошел до второй ступеньки и сказал – хватит. Он поверил во Христа, но то что Христос дает, он не взял. Вот и граница. Так возникает протестантизм современный.
Здесь объяснение того, почему многие люди не только из протестантизма, но и «Свидетели Иеговы» и даже «Мормоны» ощущают такое же возрождение. Для протестантов этот вопрос вообще нерешаемый. А почему «Свидетели Иеговы», очевидные нехристи, рассказывают о таком же духовном возрождении? Они дошли до второй ступеньки, совесть их одобрила, они дальше не пошли. Они, по прежнему, мотаются во внешнем мире, их Бог не простил и не усыновил. Как сказал Честертон по этой теме: «Многие догадываются о пользе исповеди, но мало кто догадывается о пользе отпущения грехов». Это принципиальный момент – детям Божиим грехи прощены. Вот граница.
А можно перестать быть детем Божиим? Можно, через отречение. Как Иуда сделался, как Арий, как Филарет Денисенко. Бывает случаи, когда Церковь может рукоположение, канонически совершенное каноническим епископами, признать недействительным – пример Максима циника. То есть конкретное литургическое действие церковным судом может быть признано недействительным. Церковь имеет власть отнять дар Божий, а дать его не может. То – есть Церковь не может дать находящемуся вне ее организму ничего, но она может отнять у него то, что принадлежит ей. «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божьего и не почитает за святыню Кровь завета, которой освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой». Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр. 10: 28-31).

Реклама

Комментарии к записи «О единой спасительности Церкви». Лекция 19. [почему Православие Истина?] отключены

Filed under протестанты, Uncategorized

Обсуждение закрыто.