поучение о милостыне прп.Антония Оптниского

Вы просите моего совета, куда лучше избытки свои употребить: на нищую ли братию, по словеси Господню, или на благолепное украшение святого дома Божия? Ответствую: и то, и другое дело, угодное Богу. Но чтоб именно назначить вам, чего лучше держаться, того сказать никак не смею, — ибо благие желания раздаются в сердце не всегда от нас, но иногда и от Бога. Посему одно предпочести, а другое преобидеть не безопасно. За лучшее считаю поместить на сей хартии несколько примеров для собственного вашего избрания (что покажется лучше, того и держитесь), а именно:

1-е. Польза милостыни такая: что сколько мы ни оказываем бедному, оказываем то Самому Христу Богу, по Его словеси: «Аминь, глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе» (Мф 25,40). — И именует таковых милостивцев Своими сынами и благословенными Отца Своего Небесного, и делает их наследниками вечных благ. А примером нам истинных нищелюбцев служить могут от числа бесчисленных трое — Филарет Милостивый, Петр Мытарь и Серапион Синдонит. Первый из них столь был милостив, что и сам обнищал было; второй, раздавши все, наконец и себя продал и в милостыню отдал, а у третьего оставались только одна свитка и Евангелие, но и то последнее отдавши нищим, остался наг, гладен и без храмины. А не так, как ныне богатые делают: подадут бедному копейку, а тысячу рублей в сундук запрут.

2-е. Во Евангелии упоминаемая жена: купивши сткляницу многоценного мира, от великого усердия своего и любви стала возливать на главу Христа Спасителя. Ученики же Его, увидя сие, стали негодовать и сочли дело таковое за небогоугодное и погибельное, т. е. суетное, говоря: «Чесо ради гибель сия бысть?» (Мф 28,8). Лучше бы было, когда бы продано было и роздано нищим. Но Спаситель не одобрил их за сие, рекши: «Жена дело доброе сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собой, а Меня не всегда имеете» (Мф 26,11). Сим примером научает нас Спаситель, что всякое благое дело, которое относится собственно к чести Самого Бога и к прославлению Его, там попеченис о нищих оставлять дольше до времени. Посему, если кто прилежит более о украшении святыни, тот не точию ничего не теряет, но и весьма много приобретает, чему примером может служить преподобный Эразм Печерский.

3-е. Богу угодное дело и строение вновь святых храмов. О пользе сей сама Матерь Божия, явившись, известила некоему угоднику, что если кто на созидание Церкви Божией и един кирпич подаст, то не только не погубит мзды своей, но и Ее соделает Молитвенницею о себе. Посему не точию маломощные, но и многие богатые не щадят и тысяч больших на созидание церквей, лишь бы за сие удостоиться милости Божией.

4-е. Есть такие, которые особенное имеют усердие для церквей покупать колокола, и даже весьма тяжеловесные. Сие делают они в память той страшной трубы, чрез которую в последний день и мертвых возбудят на суд; а посему чрез звон колокольный чают, умилостивя Бога, получить грехам своим прощение, коего и сподобятся.

5-е. Иные, подражая благообразным советникам Иосифу и Никодиму, обвившим тело Иисусово чистыми плащаницами, покупают для священнослужителей церковных облачения священные и тем самым равного удостаиваются от Господа мздовоздаяния.

6-е. Некоторые имеют благоговейный обычай в нарочитые праздники, т. е. годовые, покупать и приносить в церковь большие свечи в память и в честь того светлого праздника, который после всемирного суда начнется в Царствии Небесном и будет праздноваться бесконечно; посему утешаются надеждою, что и их Жених церковный, Христос Бог, соделает участниками с мудрыми девами, приимшими светильники свои и вшедшими на брак в чертог небесный.

7-е. Есть немало таких, которые имеют усердие для церквей покупать разные церковные книги, коими чтоб всегда прославлялся Господь Бог. Жертва таковая весьма приятна Богу.

8-е. Также много есть таких, которые, по примеру святой Анастасии Узорешительницы, имение свое истощают на освобождение в темнице сидящих, часто их посещая, потребное доставляя и ходатайствуя об освобождении их; чему и ныне многие богачи, ревнуя, в Москве и в СПб, к празднику Св. Пасхи выкупают из тюрьмы десятками и сотнями человек.

9-е. Бывают и в нынешние времена такие, которые, по примеру святителя Николая, бедных девиц, снабжая приданым, отдают в замужество и тем самым охраняют их от греховного падения. Добродетель таковая весьма Богу угодна.

10-е. Есть сердобольные люди и такие, которые, слушая Господа, устами св. пророка Давида говорящего: «Тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник», приемлют в свой дом бедных, безродных и малолетных сирот и воспитывают их, как собственных детей, не щадя для образования их ничего. Каковая добродетель не точию в небе, но и на земле хвалится.

11-е. Многие из добрых людей, ревнуя безмездным врачам Косьме, Дамиану, Киру, Иоанну, Трифону, Фалалею, Агапиту и проч., непрестанно посещают больных, врачуя их болезни и доставляя потребная ко упокоению их или своим иждивением покупая врачевания и призывая лекарей (так как и вы в болезни моей убеждали меня призвать врача на счет ваш). Таковых на всемирном суде похвалит Христос и скажет: «Мне сотвористе».

12-е. Некоторые, подражая древним странноприимцам Сампсону, Ксенофонту, Евфимиану и проч., имение свое истощавают на странных, приемля их в дом свой, упокоевая пищею и питием и снабдевая на путь потребными вещами, чему и в нынешние времена есть примеры. Один, известный мне, в городе Ливнах, мещанин И. В. так только и живет, что странных принимает и упокоивает; и ежедневно у него оных бывает за обедом не менее двадцати человек; а сам он небогат, чему весь город дивится, — откуда ему Бог посылает хлеб насущный? Вот видите, и ныне есть угодники Божии, без которых и мир сей не мог бы существовать.

13-е. Есть ныне и такие, хотя очень редкие, которые бедных мертвых погребают, покупая гробы и исправляя по них обычные церковные помины, трещины„ девятины, четыредесятины и годовщины и поминая их, как собственных родных. Святой Иоанн Дамаскин таковую добродетель весьма похваляет и творящих таковая блаженными именует, говоря: «Блаженнейший есть сице о умерших пекийся, сие бо умилостивляет и возвеселяет щедролюбивого Господа, еже тщатися коемуждо о помощи искреннего своего. Сие хощет милостивый Бог и любит, яко друг от друга вси благодетельствуемой, и живи суще, и до смерти» (Мф 25,40).

Мог бы я и кроме сих примеров поместить здесь еще, но довольно для вас и сих; ибо и теперь нельзя будет сказать: некуда девать денег. Вот видите, есть куда… Прошу вас, когда нет тут противного здравому разуму, прочитать примеры те своим братцам, сестрицам и невестушке. Может, и они что-нибудь изберут себе для богоугождения и для благотворения ближним в пользу своей души и научатся богатство свое не все приносить в жертву несытому чреву… (24 февраля 1837 г.)»

Письма к разным лицам игумена Антония. С. 217 — 224.

Реклама

Комментарии к записи поучение о милостыне прп.Антония Оптниского отключены

Filed under Uncategorized

Обсуждение закрыто.