Понтий Пилат — это палач или жертва? Судьба Понтия Пилата

Величайшей судебной ошибкой в мировой истории называют светские юристы приговор, вынесенный Иисусу Христу. Но причина этого преступления Понтия Пилата кроется не в тонкостях римского права, а в его малодушии. Как обыкновенно бывает, запятнанная совесть делала его слабосильным, и он не имел воли, чтобы воспротивиться толпе иудеев, которая все более и более приходила в ярость, видя его нерешительные попытки освободить ненавистного им Пророка.

Внимательно прочитывая историю суда Понтия Пилата над Иисусом Христом у четырех евангелистов (Мф.27,11-31; Мк.15,1-20; Лк.23,1-25; Ин.18,28-19,16), мы можем почерпнуть и для себя много поучительного. Как римский прокуратор, уступая страху и угрозам, действовал вопреки своей совести и чувству справедливости, так и мы часто заглушаем совесть — голос Божий в своей душе, уступая лукавым советам и помыслам… Он имел полную власть взять Иисуса под свою защиту, но предал Его на распятие. Последним аргументом в руках первосвященников и иудейской толпы, который окончательно сломил сопротивление прокуратора, ослабленное наличием многочисленных, как сейчас говорят, «компроматов» (жестокость, взяточничество и др.), была угроза обвинить его перед кесарем в пособничестве возмутителю спокойствия, якобы покушавшемуся на власть в Иудее и называвшему Себя Царем Иудейским. И, хотя Понтий Пилат видел, что стоявший перед ним Праведник не претендует на земную власть, но запятнанная совесть заставила его предать Неповинного Страдальца на смерть.

На вопрос оскорбленного прокураторского самолюбия «…мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин. 19, 10-11). Напрасно Пилат гордится своим правом прокуратора в настоящем случае: он является в деле Христа жалким, бесхарактерным, лишенным всякой совести человеком, которому именно в силу таких присущих ему свойств Бог и попустил стать палачом Неповинного Страдальца. Тем не менее, в словах Христа о Пилате ему не дается какого-нибудь оправдания. Нет, виновен и он, хотя вина его меньше, чем вина предателя Иуды, чем вина первосвященников и толпы. В том, что он осудил Христа, римский прокуратор показал свой низкий характер, свою испорченную натуру и, хотя, совершая свое кровавое дело, он исполнял, сам того не осознавая, таинственное предначертание воли Божией, тем не менее, лично он как судия — блюститель справедливости — изменил своему призванию и подлежит за это осуждению.

Не избежал Понтий Пилат того, чего так страшился, — через два года он попал в немилость к императору и был сослан в почетную ссылку на крайний запад Римской империи, где вскоре и покончил жизнь самоубийством. До сих пор на одной из вершин Альпийских гор в Страстную Пятницу можно видеть призрачную фигуру человека, умывающего руки. Уже почти две тысячи лет пытается и никак не может омыть руки от крови Праведника малодушный прокуратор Иудеи…

иеромонах Адриан (Пашин)

Реклама

Комментарии к записи Понтий Пилат — это палач или жертва? Судьба Понтия Пилата отключены

Filed under Uncategorized

Обсуждение закрыто.