Похвала священникам из СССР

Мы прославляем пастырей, которые несли своё служение в первые десятилетия большевистского безумия. Но достаточно ли мы учтивы к священникам позднего советского периода?
Сейчас везде открыты храмы Божии, и мы имеем возможность спокойно исповедовать свою веру. Но кто были наши непосредственные учители? Кто нам донёс свет православной веры? Да, да! Именно советские священники.

Русский народ на Родине именовал их «служителями культа» и презирал за то, что они мешают «прогрессивному обществу» строить коммунизм. Русский народ на чужбине именовал их «красными попами» и презирал за то, что они помогают «безбожным советам» строить коммунизм.
Они же хранили чистоту православных догматов и служили Святую Евхаристию. И мы узнали о вере через тех самых священников, которые снимали рясы и шли на поклон к большевикам, подобно тому, как некогда шли наши благоверные князья на поклон в Золотую Орду. Мы последователи тех священников, которые, не поддавшись иосифлянскому безумию, возносили молитвы за Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского). И нам следует воздержаться от той же гордыни и осуждения. Следует помнить о том, что советские священники шли в семинарии, рукополагались, зная заведомо, что их будут презирать, оскорблять. Что их детей будут унижать в школе. Им всегда нужно было лавировать между тем, что кесарево и тем, что Божье. И тогда намного сложнее было определить грань, где можно идти на уступки безбожникам, а где уже нельзя.

Сейчас некоторые православнутые христиане осуждают седовласых протоиереев за то, что те снимают рясы, и ходят в мирской одежде. Осуждают за то, что многие из них носят маленькую бородку, или вовсе её сбривают. Осуждают за то, что советские протоиереи привыкли назначать фиксированную цену за требы. Но насколько заслуженны такие обвинения?

Священники постперестроечной эпохи привыкли заходить в кабинеты чиновников с высоко поднятой головой. Сегодня в официальных документах священников именуют не презренным выражением «служитель культа», а учтивым «Ваше Преподобие». На улицах батюшкам низко кланяются и испрашивают благословения, а не обзывают чем-либо из ряда «поп – толоконный лоб». А советские священники начинали свое служение в тяжелые времена. Сохраняли Православную веру как могли. Если древние христиане скрывались от язычников в катакомбах, то эти отцы скрывались от богоборческого общества в пиджаках и брюках. Гонения закончились, но пастыри советские остались всё теми же людьми. И если они двадцать лет стригли бороду, да снимал рясу, то как они должны в одночасье изменить всем своим былым привычкам? И насколько это необходимо? Ведь нам бывает сложно привыкнуть к ношению часов на левой руке, если мы ранее одевали их на правую, и наоборот. Насколько же сложнее сделать более радикальные изменения в своём образе жизни?!

Я почитаю пастырей, принявших сан в Советский период, такими, какие они есть. Мы вере у них научились, и не научились ещё многому. Во многом они лучше, мудрей и проще, чем мы – православные нового поколения.

Альвиан Тхелидзе, «Православное слово«, Волгоград. Дек. 2010. С. 7.

Комментарии к записи Похвала священникам из СССР отключены

Filed under Uncategorized

Обсуждение закрыто.