ответ на критику и «ошибки» книги свящ.Даниила Сысоева «Инструкция для бессмертных или что делать, если вы все-таки умерли»

это ответ на попытку покритиковать книгу о.Даниила Сысоева «Инструкция для бессмертных» и найти там ошибки. представленные ниже «критические» комментарии составлены людьми очень слабо знакомым как с Священным Писанием, так и Священным Преданием Православной Церкви.  и выглядят они или очень комично, или в духе злобы. повсюду, либо издевки в адрес священнослужителя, либо полная ерунда, либо речевки «а где это у св.Отцов?». на первые два вида комментариев, отвечать особо нет смысла. ну а на 3-ий вид, можно сказать: читайте святых Отцов и вот когда найдете противоречия, тогда и пытайтесь критиковать. а не спрашивайте «где это у св.Отцов», показывая тем самым о низкий уровень своих знаний. впрочем, данные здесь ответы рассчитаны не на тех, кто составлял эти «критические комментарии», а для тех, кто готов доверять всякой критике, не вникая в её суть и не имея возможности ответить на неё. сколько не читаешь Библию и святых Отцов, постоянно видишь согласие со словами о.Даниила (которые могут быть выражены современным языком и без указания источников). но большинство тех, кто критикуют слова отца Даниила,  как раз Библию и святых Отцов не читают или делают это кое-как… обходятся, в основном, современными «богословами». потому они и удивляются, когда встречают подлинно святоотеческие тексты отца Даниила.

итак, вот с какой «критикой» приходиться сталкиваться:

+ стр.8 Ад — некое подземелье, в которое попадают люди после грехопадения. И до сих пор некрещенные люди туда попадают, все без исключения. (ком. по мнению свщ. Даниила и умершие некрещенные младенцы тоже в аду!);

ОТВЕТ:

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет»
(Мк.16:16)

«истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5)

подробнее: цитаты св.Отцов

 + стр.9 До пришествия Господа в аду было специальное отделение для праведников…Называлось оно лоном Авраамовым. (ком.Господь разрушил вереи ада и никакого другого места не указывается, и ни кого из лона Авраамова не освобождал);

ОТВЕТ:

«Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его»(Лк.16:22-23)

«Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал»(1Пет.3:16)

«для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1Пет.4:6)

+ стр.101,102 (ком.Богородица) …Она в Раю не часто бывает. Люди говорят, что ЕЁ там не могут застать. Она очень часто является на земле…Она проходит и смотрит, как люди поют. Тем, кто ничего не поет, Она ничего не дает. На тех, кто поет, Она смотрит : с сердцем поют или автоматически. И вот, в зависимости от этого, Она дает награду. (ком. из какого Предания Св.Отцев свщ. Даниил взял этот народный фольклор);

ОТВЕТ:

свт.Игнатий(Брянчанинов) в своем «Слове о смерти» приводит слова св.блж.Андрея, Христа ради Юродивого, взятые из его жития:

«святый Андрей был восхищен не только в рай, но, подобно святому Апостолу Павлу, и до третьего неба. Вслед за вышеприведенным повествованием о рае он продолжал свое сказание так: «…После этого, не знаю как, я очутился опять ходящим в раю. Пришла мне мысль, что я не видел Госпожи Пресвятыя Богородицы: и вот вижу некоего мужа, светлого, как облак, носящего крест и говорящего мне: Ты захотел видеть здесь Пресвятую Царицу Небесных Сил? Ныне нет Ее здесь. Она ушла в многобедный мир помогать человекам и утешать скорбящих. Я показал бы тебе Ее святое местопребывание, но теперь уже не время: тебе должно возвратиться туда, откуда ты пришел, — так повелевает Владыка. — Когда он говорил это, мне показалось, что я сладко уснул; проснувшись, я увидел, что нахожусь на том же самом месте, где был прежде». Из этого видения святого Андрея видно, что рай есть ближайшая к земле небесная обитель, или первое небо, превыше которого находятся другие небеса, воспетые духоносным Давидом, называющим их небесами небес»

+ стр.91 Рай — это прекраснейший сад … это настоящий сад физический … можно сказать, что рай реальней, чем земля. Он более плотный, чем земля. Если ад — это менее плотное пространство,чем земля,менее реальное,то рай — более реален. (ком. это мнение встречается, но только не у Св.Отцов);

ОТВЕТ:

«Преподобный Григорий Синаит, ссылаясь на видевших рай и повествовавших о нем, говорит, что он есть низшее небо, что он преисполнен благовонными садами, насажденными Богом; что древа этих садов постоянно покрыты цветами и плодами; что посреди рая течет река, его напояющая и разделяющаяся на четыре рукава (Рукопись Молдавского Нямецкого монастыря, имеющаяся у составившего Слово и содержащая житие и сочинение преподобного Григория Синаита на славянском языке, гл. 10; также Доброт. ч.1.)» свт.Игнатий(Брянчанинов)

«Так преподобный Симеон Дивногорец видел в раю чудные сады, видел там душу праотца Адама и душу разбойника, первого из человеков, введенного Богочеловеком, по искуплении, в рай» (Житие преподобного Симеона Дивногорца. Четьи-Минеи 24 мая) свт.Игнатий(Брянчанинов)

 + стр.11-12 …ад устроен таким образом, что обычно души людей были рядом с душами своих предков…Так, все предки первых народов лежали как бы в гробах, разумные души, обладающие сознанием, но не могущие ничего изменить. Они лежали в гробах, и вокруг них лежали их потомки…Отсюда также возникает такое понятие, что на том свете очень важно, где тебя похоронили, и с кем тебя похоронили…Но сейчас человеку абсолютно безразлично для его души, где будет его тело. (ком. без комментариев);

ОТВЕТ:

«Там Ассур и все полчище его, вокруг него гробы их, все пораженные, павшие от меча. Гробы его поставлены в самой глубине преисподней, и полчище его вокруг гробницы его, все пораженные, павшие от меча, те, которые распространяли ужас на земле живых» (Иез.32:22–23)

«Так Елам со всем множеством своим вокруг гробницы его, все они пораженные, павшие от меча, которые необрезанными сошли в преисподнюю, которые распространили собою ужас на земле живых и несут позор свой с отшедшими в могилу. Среди пораженных дали ложе ему со всем множеством его; вокруг него гробы их, все необрезанные, пораженные мечом; и как они распространяли ужас на земле живых, то и несут на себе позор наравне с отшедшими в могилу и положены среди пораженных» (Иез.32.24–25)

+ стр.14 …когда мятежный херувим взбунтовался против Бога и, когда его в этом мятеже поддержал человек, он смог создать в поднебесье надземье — свое собственное темное царство…Любое самое нечистое место на земле является оазисом чистоты по сравнению с нечистотой надземного царства, но по созерцаниям это место часто является заполненным фальшивым светом…(ком. любой писатель-фантаст позавидует такому полету мысли);

ОТВЕТ:

«ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней.
От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю» (Иез.28:16-17)

«князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Ефес.2:2)

«духов злобы поднебесной» (Ефес.6:12)

+ стр.17 Но Царство Божие пока еще не доступно, и в новом Иерусалиме нет ни одного жителя. Он создан Богом, но еще не заселен. Он будет заселен тогда, когда Господь сойдет с небесным огнем к нам. (ком. Ошибался наверное Господь, когда говорил, что Царство Божие внутрь вас есть и Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его);

ОТВЕТ:

«Царство Христа это: весь мир; все верующие на земле; все блаженные на небесах. Первое называют царством природы, второе царством благодати, а третье царством славы» свт.Филарет Московский

Слова отца Даниила относятся к царству славы (упоминается новый Иерусалим) которое будет лишь после Страшного Суда.

«А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть… Когда же все покорит Ему (Отцу), тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1Кор.15:24-28)

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр.21:1-3)

 + стр.20 Тот человек, который верит в бессмертие души и считает, что после смерти немедленно попадет в Царство Небесное и получит полноту блаженства, христианином не является.(ком. без комментариев);

ОТВЕТ:

после смерти душа человека может попасть в рай. в Царство Небесное т.е. в Царство Славы(см.выше), человек (душа + тело) может попасть только после воскресения мертвых, после Страшного Суда, а не после смерти. полнота блаженств возможна лишь с телом, которое, также, будет лишь после воскресения мертвых, после Страшного Суда. кто в это не верит, тот не верит в Символ Веры: «Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь.»

+ стр.21 У некрещенного, когда он умирает, происходит разделение души и тела…Тело остается лежать в могиле, а душа уходит в подземные бездны в ожидании Судного дня. У христианина не так. У него связь души и тела все равно сохраняется, потому что Бог вездесущ, а тело и душа запечатаны Богом при Крещении. (ком. интересно, где свщ. Даниил нашел эту мысль у Св.Отцев);

ОТВЕТ:

эта мысль подтверждается фактом почитания мощей.

«И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4Цар.13:21).

«ничто не одолело его, и по успении его пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его» (Сир.48:14-15).

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1Кор.6:19)

+ стр.22,23 Господь безраздельно властвует над адом и смертью. Заметьте, что ключей от Рая у Него нет. Они хранятся у апостолов и их преемников, то есть у священников, которые отпускают людям грехи. (ком. Как же тогда первым вошел в Рай разбойник, ведь разрешительных молитв над ним никто не читал? Т.е. по мнению свщ.Даниила Христос оказывается властелин ада, а священники хозяева Рая — что за учение проповедует свщ.Даниил?);

ОТВЕТ:

отец Даниил говорит о ситуации которая существует сейчас. на момент смерти разбойника Господь только «обещал власть прощать грехи, когда сказал: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18). По воскресении же Своём действительно дал им эту власть, когда сказал: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»(Ин.20:22-23)» (свт.Филарет Московский). и Господь действительно «безраздельно властвует над адом и смертью». это видно из Священного Писания: «имею ключи ада и смерти» (Откр.1:18), «имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит» (Откр.3:7), «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1Цар.2:6)

+ стр.46 Необходимо перед смертью проверить себя по догматическому богословию, потому что у человека, который входит в Рай, спрашивают пароль. Знаете? Без пароля не пускают. Символ Веры — это пароль Царства Божия. Без него нельзя. А само слово «символ» и означает пароль. (ком. где у Св.Отцев свщ.Даниил нашел эту мысль про пароли? Получается по свщ.Даниилу необходимо срочно учить слова и главное не ошибиться при произнесении пароля, иначе все — Рай закрыт.);

ОТВЕТ:

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.» (Мк.16:16)

«Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:24)

«без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11:6)

«если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:9-10)

«никому не позволено в христианстве быть вовсе не ученым и оставаться невеждой. Сам Господь не нарек ли Себя Учителем и Своих последователей учениками. Неужели это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир Апостолов? — Прежде всего учить все народы: шедше, научите вся языки… (Мф. 28, 19) Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, — не для тебя посланы Апостолы, — ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет»

свт.Филарет Московский

+ стр.60 Действительно, к людям реально приходит некий дух в том виде, в котором его изображают: в виде смерти с косой, с другими орудиями. Это некий дух — ангел смерти, который губит людей, лишает их жизни. (ком. где у Св.Отцев это свщ.Даниил нашел?);

ОТВЕТ:

«Братия! Останемся ли мы навсегда здесь? Нет! Нет! О горе, братия! Какое страшное таинство смерти! Как мы должны быть всегда внимательны, исполнены покаяния, рассудительны, помышляя, что ныне же предстоит нам смерть, помышляя, как будет совершаться разлучение души от тела, как придут Ангелы — не говорю о том, как предстанут бесы. И бесы приходят к увлекающимся страстями. Помышляйте, каковы будут труд и болезнь, при страшном видении их и при слышании повеления: «Душа, выходи!» Тогда человекам, разлучающимся от тела, служат великою помощью, утешением, радостью добрые дела и чистота совести. Тогда послушание имеет великое дерзновение; тогда смиренномудрие приносит великое утешение, слезы вспомоществуют, добрые дела прогоняют бесов, терпение вспомоществует, и противники возвращаются без всякого успеха, — души в великой радости пойдут вместе с Ангелами к Спасителю. Но душу, стяжавшую навык в страстях и побежденную грехом, обымет великий страх: тогда побеждают бесы, и низводят эту окаянную душу с собою в преисподний ад, во тьму и тартар, для мучения». прп.Феодор Студит

«Какой страх и трепет ожидает тебя, душа, в день смерти! Ты увидишь страшных, диких, жестоких, немилостивых и бесстыдных демонов, подобных мрачным муринам, тебе предстоящих. Одно видение их лютее всякой муки. Душа, увидев их, приходит в смущение, волнуется, мятется, ищет спрятаться, прибегает к Божиим Ангелам. Святые Ангелы держат душу; проходя с ними воздух и возвышаясь, она встречает мытарства, хранящие путь от земли к небу, удерживающие души и препятствующие им восходить далее. Каждое мытарство испытывает принадлежащие ему грехи; каждый грех, каждая страсть имеет своих мытарей и истязателей. Какой страх, трепет и беспокойство должна ощущать душа, видя все это, доколе не произнесется окончательный приговор, ее освобождающий! Болезнен, бедствен, исполнен стенаний, безутешен час нерешительности. Божественные Силы стоят против лица нечистых духов и представляют добрые помышления слова и дела, принадлежащие душе, а она, в страхе и трепете, посреди препирающихся о ней Ангелов и демонов, ожидает или оправдания своего и освобождения, или осуждения и погибели. Если она проводила жизнь благочестиво и Богоугодно и соделалась достойною спасения, то приемлют ее Ангелы, и она уже спокойно шествует к Богу, имея спутниками Святые Силы. Тогда исполнится сказанное: отбежали печаль, болезнь и воздыхание. Тогда, освободившись от лукавых, гнилых и страшных духов, она идет в неизглаголанную радость. Если же окажется, что душа прожила в небрежении и блуде, то услышит лютейший глас: «Да возьмется нечестивый, да не узрит славы Господней!» Постигают ее дни гнева, скорби, нужды и стеснения, дни тьмы и мрака!.. Оставляют ее святые Божии Ангелы, похищают мурины — демоны» свт.Кирилл Иерусалимский

+ стр.70 (ком. О новопредставленных) Некоторые бегают по земле обычно в течение первых трех дней, но не больше. Дальше им никто не дает. (ком. Какой сильный пасторский слог свщ.Даниила!);

ОТВЕТ:

здесь отец Даниил «просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: «Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих» [«Слова св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных», «Христ. чтение», август 1831.].

В православном чине погребения усопших преп.Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: «Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость» (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).

В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: «Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. — И только не проговорит, — да увидеть ее нельзя, а то тут… Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому» («Душеполезное чтение», август 1894).

Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, — и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные «посмертные» опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.

Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила «посмертного» опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок посмертного опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)»

«Душа после смерти«. иеромонах Серафим (Роуз).

+ стр.11 Ад же был разгромлен, и сатана был лишен власти. Сейчас он находится в аду. Раньше его там не было. Вы должны знать, что сатана раньше приходил в ад поиздеваться над узниками, но ни в коем случае там не жил. Власть сатаны была в другом месте. Она находилась в воздухе, поэтому он и называется князем воздушной области. (ком. Откуда нам это известно?);

ОТВЕТ:

известно из Библии и Священного Предания.
ниспадение с Неба:

«Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк.10:18)

«ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю» (Иез.28:16-17)

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9)

заключение в ад:

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.
А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Иез.12:12-15)

«ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин.12:31)

«Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет»(Откр.20:2-3)

+ стр.11 «Ад же был разгромлен…» (ком.Бог разгромил то, что Сам создал для наказания падших ангелов и человека?);

ОТВЕТ:

ад не создан для наказания. наказание будет в геене огненной.
сам ад там окажется: «смерть и ад повержены в озеро огненное»(Откр.20:14)

а ад действительно разгромлен и не имеет власти над святыми, над праведниками:

«восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф.4:8)

«ад! где твоя победа? Жало же смерти — грех; а сила греха — закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1Кор.15:55-57)

«ад пленен сошедшим в него Господом, упразднен, поруган, умерщвлен, низложен, связан» свт.Иоанн Златоуст

+стр.«Ад, который появился в результате мятежа первых людей …» — (Когда это Адам и Ева смогли мятеж против Бога устроить и успели себе за время мятежа ад построить?);

ОТВЕТ:

читайте 3 главу книги Бытия.

«Господь сотворил два мира — две вселенные, которые взаимосвязаны, — мир невидимый и мир видимый. Об этом мы каждый день слышим на вечернем Богослужении при чтении 103 псалма.» (ком. Существует только одна вселенная, которая состоит из вещества. Духовный мир не является вселенной и совсем не подходит под это определение)

ОТВЕТ:

«Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано»(Кол.1:16).

Символ Веры: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»

«Кого мы подразумеваем под названием «невидимых»? В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат ангелы» свт.Филарет Московский

+ стр.95 Человека,попавшего в ад, вымолить можно при условии, что он хранил неповрежденную веру в Отца, Сына и Святого Духа. (ком. Как же тогда вымолить попавших в ад людей – они ведь и попали в ад из-за не соблюдения заповедей Божиих, нарушения веры в Бога?);

ОТВЕТ:

те кто попал в ад из-за не соблюдения заповедей Божиих мог хранить неповрежденную Православную веру. молиться можно за тех, кто не согрешил к смерти:

«Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1Ин.5:16)

а за еретиков(тех кто нарушил веру в Бога), Церковь не молиться и вымолить их нельзя, ибо они согрешили к смерти:

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси,ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:19-21)

они похулили Духа Святого:

«кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:32)

ибо ересь, по слову свт.Игнатия(Брянчанинова) и есть хула на Духа Святого: «Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святаго: она или хулит догмат Святаго Духа, или действие Святаго Духа, но хулит непременно Святаго Духа. Сущность всякой ереси — богохульство»

+ стр.99 Рай — более плотная реальность, чем земля, и жители его более насыщены реальностью, хотя еще и бестелесно находятся. (ком. А ныне живущие на земле, что фантомы?).

ОТВЕТ:

«не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9)

«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1Кор.13:12)

«Повторяем: природа земная служит только слабым образом рая, красоты которого нетленны, несказанно изящны, преисполнены священного мира и благодати» свт.Игнатий(Брянчанинов)

при составлении ответов использовалась книга святителя Игнатия(Брянчанинова) «Слово о смерти«.

Комментарии к записи ответ на критику и «ошибки» книги свящ.Даниила Сысоева «Инструкция для бессмертных или что делать, если вы все-таки умерли» отключены

Filed under Uncategorized

Обсуждение закрыто.