История Церкви о невозможности спасения еретиков, или о термине ἀνάθεμα

Ещё во времена I века ап.Петр (согласно историку Церкви IVв. Евсевию) молился, чтобы еретик-гностик Симон-волхв не смог «убивать души» простых христиан.Апостол Иоанн также не захотел иметь никакого общения (что он не делал даже со смертными грешниками) с еретиком-гностиком Керинфом. Св.Иреней Лионский во II в. в своей книге «Против ересей. III», глава 3, 4 пишет, что св.Поликарп Смирнский назвал ересиарха Маркиона первенцем сатаны по факту ереси. Для сравнения — тем даже, кто святого позже сжег на костре, ничего в этом духе сказано не было .

Более того, ап.Павел в отношении еретиков не только говорит о их неспасении (Гал.5,20), но и впервые в новозаветной истории и в первохристианские времена объясняет причину их проклятия для вечности в Гал.1-8,9: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (ἀνάθεμα).

Сократ Схоластик в своей «Церковной истории» в V веке даёт следующее толкование анафемы: «так мы, христиане, обыкновенно называем приговор против богохульника (инославного — Л.С.), когда свое мнение объявляем всем, выставляя его как бы на столбе».

Апостольские правила не употребляют слово анафема, заменяя его указанием «да будет отлучен от общения церковного».Уже в апостольских посланиях говорится о предании анафеме тех, кто не исповедует Христа Сыном Божиим, считая Его всего лишь мудрым учителем нравственности или неким идеальным пророком.Тем не менее, все осознавали,что Церковь — это «тело Христово»(Кол. 1, 18, 24), по ап.Павлу и отлучение от Церкви всегда означало отлучение от Христа — по слову Господа Иисуса — «аще Церковь преслушает буди тебе ка язычник или мытарь» (Мф.18,17)- спасение которых исключено.

Слово анафема входит в употребление с IV века (соборы Лаодикийский и Эльвирский) и становится господствующим в церковной практике начиная со времён Халкидонского собора (451 год). Традиционной формой анафемствования становится: «Имярек да будет анафема».

325: анафема арианству на Первом Вселенском соборе.(Причем свт.Николай Мирликийский дал пощечину Арию, о чем устное предание сохранил монах студийского монастыря Иоанн, а затем его духовные наследники с XIIв.-монахим -афониты )
518: Константинопольский Патриарх Иоанн II подтвердил постановления Халкидонского собора и предал анафеме ересиарха Севира Антиохийского.
536: анафема Юлиану Галикарнасскому и артафодокетизму как разновидности ереси нехалкидонитства=монофизитства
680: Агафон (папа римский) предал анафеме лидера монофелитов Антиохийского Патриарха Макария, а также покойных Константинопольских Патриархов Сергия, Пирра, Павла, Петра и Папу Гонория I; каковые были анафематствованы и Шестым Вселенским собором.
843: Константинопольский собор анафемствовал сторонников иконоборчества.(св.Патр.Тарасий сказал так «ересь отделяет любого человека от Бога.Это очевидно») В 843 году в Греческой Церкви в первое воскресенье Великого поста был впервые совершен праздник Торжества Православия в знак победы над всеми ересями, осужденными на Вселенских Соборах, и вообще над всеми нечестивыми антихристианскими учениями. Богослужебный чин этого праздника включал в себя, во-первых, провозглашение вечной памяти подвижникам благочестия, защитникам веры, во-вторых, провозглашение многолетия царям, патриархам и иным ныне сущим защитникам веры и, наконец, объявление анафемы главнейшим ересям и их носителям.
879-880 Представители Римской и других четырех поместных церквей предали анафеме тех, кто делал прибавку никео-цареградскому символу (а прибавка filioque тогда уже 300 лет была известна).
1054: Константинопольский Патриарх Михаил Кируларий предал анафеме главу поместной римской церкви за прибавку к символу веры (и сторонникам этой прибавки).Позднее это решение было принято ВСЕМИ Поместными Церквами мира.

Предел Освященного Собора 1667 гласил:
«…Аще ли же кто и не покорится святой восточной церкви и сему освященному Собору, или начнет прекословити, и противлятися нам и мы таковаго противника, данною нам властию от всесвятаго и животворящаго Духа, аще ли будет от освященнаго чина, извергаем, и обнажаем его всякаго священнодействия, и проклятию предаем. Аще же от мирскаго чина будет, отлучаем, и чужда сотворяем, от Отца и Сына и Святаго Духа: и проклятию и анафеме предаем, яко еретика и непокорника; и от православнаго всесочленения, и стада, и от церкве Божия отсекаем , яко гнил и непотребен уд, дондеже уразумится и возвратится в правду покаянием. А кто не уразумится, и не возвратится в правду покаянием, и пребудет во упрямстве своем: да будет и по смерти отлучену и часть его и душа со Иудою предателем, и с распеншими Христа жидовия: и со Арием, и с прочими проклятыми еретиками… аминь»

источник

Комментарии к записи История Церкви о невозможности спасения еретиков, или о термине ἀνάθεμα отключены

Filed under Uncategorized

Обсуждение закрыто.